Интернет, компьютер становятся все большим подспорьем в учительской работе. Как показывают данные Всероссийской переписи учителей, организованной проектом «Социальный навигатор» РИА Новости, применять возможности современных технологий в преподавании считает необходимым абсолютное большинство российских учителей, однако не всегда есть возможности для этого. О проблемах перехода к новой высокотехнологичной школе в стране рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор департамента внешних связей корпорации Intel в России и других странах СНГ Александр Козлинский.
- Александр Владимирович, влияет ли использование интернет-технологий на качество работы учителя?
- Хороший учитель, безусловно, должен быть авторитетом для учеников. Компьютерные технологии, интернет сейчас вездесущи, дети чуть ли не с детского сада пользуются ими. И если они видят, что их учитель в этом смысле совершенно необразован и не может им грамотно подсказать, то как к нему будут относиться дети?
- Значит, компьютер нужен для повышения авторитета учителя?
- Не только и не столько для этого. Учитель, который не может помочь ученику сориентироваться в информационном и технологическом многообразии, не может считаться современным педагогом. Основная его задача - не просто указать, что нужно почитать и выучить, а «вести» ученика в этом быстро меняющемся мире. Компьютерные технологии позволяют учителю получить дополнительные, значимые возможности для своего развития как профессионала: переобучение, повышение квалификации, изучение нового контента. Если учитель «застывает» в своем развитии, он перестает быть интересным ученикам. Вот почему, когда учителя читают ребятам устаревший материал, ученики их слушают - и расходятся, безразличные к услышанному.
- Что имеется в сети интересного для учителей?
- Профессиональные материалы по предмету, по дидактике, по методикам преподавания. Вместо того чтобы «изобретать велосипед», можно найти что-то готовое. Можно попросить профессионального совета и помощи в многочисленных онлайн-сообществах, на форумах. Задайте вопрос - и, как правило, вы получите более или менее квалифицированный ответ или совет. Ну и, наконец, социальная составляющая: в интернете учителя могут и должны общаться между собой, обмениваться опытом, практиками, проблемами.
- Многие ли учителя используют цифровые технологии?
- По нашим исследованиям - не больше трети. По разным причинам: некоторые боятся, другие не имеют опыта или возможности. Нужно, чтобы учитель попал в среду, где компьютер доступен, интернет доступен, и есть кто-то рядом, кто поможет преподавателю сделать первые шаги. Ну и, конечно, должно быть желание.
Учителям просто нужно дать возможность себя проявить: начиная от создания нормальных условий в школе, нормальной достойной зарплаты и заканчивая всеми теми современными устройствами и приборами, которые позволяют сделать труд учителя эффективным.
- Есть учителя - прекрасные знатоки математики или биологии, педагоги «от бога». Но вот с техникой не дружат.
- Если он прекрасный предметник, и класс у него сплоченный, и все с ним с радостью изучают его предмет - то здесь нет проблемы. Нужно понять его сложности - и мы сможем ему помочь. Может, он боится техники, потому что у него был негативный опыт или не было возможности реально ею воспользоваться. Но, естественно, нельзя приобщать учителей к технологиям насильно. Нужно понять и объяснить. Я больше чем уверен, что особенно в таких областях, как точные науки, компьютер поможет.
- Многие учителя - пожилые люди. Каково им осваивать новинки?
- Это не проблема. В нашем пилотном проекте «Бабушка онлайн» - «Дедушка Онлайн» компьютерной грамотности обучаются пожилые люди, пенсионеры. Опыт показывает, что действительно, есть особенности у обучения бабушек и дедушек, но это положительные особенности. Это самые дисциплинированные учащиеся, они задают множество вопросов, тщательно выполняют все задания - а потом пользуются компьютером во многих аспектах. Так что возраст - не помеха. Главное - желание, возможности, среда.
- Насколько долгим будет переход от старой школы к новой, высокотехнологичной?
- Это не единомоментный переход, а постоянный процесс. Скоро интернет, компьютеры будут внедрены повсеместно, а с началом массового использования среды «1:1» («Один ученик - один компьютер») программы по предметам будут компьютеризованными. Надо быть готовым к постоянным изменениям. Что касается ближайших перспектив, то здесь решающая роль принадлежит государству. Если оно в лице правительственных структур поймет, что мы должны внедрять компьютерные технологии с гораздо большей скоростью, чем нынче, - тогда все будет решено. Если такой политической воли, поддержанной ресурсами, не будет, то этот процесс затянется на долгие годы. Мы увидим, конечно, так называемые показательные школы, в которых все нормально. А в целом все будет оставаться как было.
- Что будет, если каждый из учеников получит компьютер?
- А уже сейчас это именно так! Детям покупают компьютеры и смартфоны, которые, по сути дела, тоже компьютеры. И наша задача - не думать о том, что будет, а как нам реагировать на эти сегодняшние вызовы времени. Дети используют компьютеры недостаточно эффективно: порой только для развлечений, для разговоров в социальных сетях, а это, когда несколько часов подряд такой процесс длится, вредно для здоровья, и опасно в информационном смысле. Мало того, в сети множество соблазнов, негатива. Как с этим бороться? Мы с партнерами, например, запустили специальный проект «Дети в интернете» на базе Политехнического музея. Будем в игровой форме объяснять ребятам, что такое хорошо, а что такое плохо.
- Дети и сами умеют искать информацию, как вы говорите, с детского сада…
- Не уверен. Искать, набрав в поисковике слово, - это не значит искать эффективно. Для эффективного поиска ты должен понимать, какой конкретно ты хочешь получить результат. Как меня когда-то учил преподаватель МИФИ академик Мигдал: «Вы можете решить задачу только в том случае, если вы знаете ответ». А чтоб знать ответ, вы должны понимать суть задачи на понятийном уровне. Когда вы что-то ищете, вы в принципе должны себе представлять, что вы хотите найти, иначе вы получите миллион ссылок - и случайный ответ. Учитель должен объяснить, где искать, как искать, как сужать поиск. Школьники младшего возраста - это все-таки дети. Их нужно приучать к тому, что обучение требует усилий. Они к этому не привыкли пока еще, и именно учитель должен объяснить, что правильный ответ можно получить, если ты поработаешь, постараешься.
- Не сведется ли роль учителя только к инструкциям по поиску?
- Не бывает, чтобы ученик однажды проснулся - и решил, что хочет получить информацию об известном писателе. Задача учителя в том, чтобы стимулировать ученика искать и развиваться. Роль учителя поменяется. Он станет наставником для студента, для школьника в процессе становления. Помощником и наставником в жизни.