Рейтинг@Mail.ru
Саммит ЕС обрушил рынки и надежды на единую Европу - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саммит ЕС обрушил рынки и надежды на единую Европу

Читать ria.ru в
Отказ четырех стран Евросоюза принять единую и жесткую бюджетную политику на саммите ЕС в Брюсселе стал одной из главных причин падения индексов на российском фондовом рынке в пятницу. Впрочем, эксперты говорят, что новые бюджетные правила, договориться о которых все же смогли 17 стран еврозоны, выполнить будет невероятно сложно.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Отказ четырех стран Евросоюза принять единую и жесткую бюджетную политику на саммите ЕС в Брюсселе стал одной из главных причин падения индексов на российском фондовом рынке в пятницу. Биржевые показатели просели почти на 4%. Впрочем, эксперты говорят, что новые бюджетные правила, договориться о которых все же смогли 17 стран еврозоны, выполнить будет невероятно сложно. Для этого будет недостаточно сбалансировать бюджеты; придется найти источник экономического роста.

Российский фондовый рынок моментально отреагировал на отказ четырех европейских стран – Великобритании, Венгрии, Чехии и Швеции, – участвовать в новом бюджетном союзе. На 17.00 по московскому времени российский индекс ММВБ упал на 3,59%, РТС – на 3,85%.

Инвесторы продают российские активы и покупают валюту. Это их ответ на относительно неприятные новости из Европы и превентивная реакция на массовые акции, запланированные в России на ближайшие выходные.

Арифметика сближения

На саммите ЕС главам государств Евросоюза так не удалось согласовать изменения в действующем договоре, которые бы ужесточили контроль за расходованием бюджетных средств и объеме госдолга стран ЕС. Компромиссом стало решение о создании межправительственного соглашения по усилению экономической политики и фискальной дисциплины, под которым подписались все 17 стран еврозоны и еще шесть европейских государств – Польша, Румыния, Дания, Литва, Латвия, Эстония.

"Я очень довольна результатом. Мы рады, что не только страны еврозоны, но и ряд других стран присоединились к соглашению", – заявила канцлер Германии Ангела Меркель.

Проект нового договора должен быть готов к марту 2012 года.

"Будет создана процедура, по которой все основные реформы в экономической политике, планируемые странами еврозоны, будут обсуждаться и координироваться на уровне еврозоны", – говорится в проекте решения саммита. Саммит стран еврозоны будет проводиться не реже двух раз в год.

Пока страны еврозоны не имеют постоянного механизма или инструмента согласования своих экономических действий на уровне региона единой валюты, они согласовывают их, как правило, с Еврокомиссией.

Эти меры призваны усилить экономическую координацию в еврозоне, где бушует долговой кризис, давя на единую европейскую валюту. Кроме того, принятое решение призвано успокоить рынки, дав им четкий сигнал, что ситуация в еврозоне может быть взята под контроль и постепенно улучшена. Способ достижения цели понятен: ужесточение бюджетной дисциплины и интеграция не только валютная, но и финансово-экономическая.

Великобритания против

Ужесточение бюджетного контроля на уровне ЕС заблокировала Великобритания, не использующая единую европейскую валюту. Премьер министр Великобритании Дэвид Кэмерон, выступая на пресс-конференции, назвал свое решение заблокировать реформу договора "сложным, но правильным".

"В обмен на одобрение реформы договора 27 стран ЕС британский премьер-министр Дэвид Кэмерон потребовал то, что мы все считаем неприемлемым – отдельный протокол в договоре, позволяющий освободить Великобританию от действия ряда правил, регулирующих финансовые механизмы", – пояснил президент Франции Николя Саркози по итогам переговоров первого дня саммита.

Помимо Великобритании, к отказу поддержать изменения в договоре о ЕС присоединилась Венгрия. Руководители Швеции и Чехии заявили, что они должны проконсультироваться по этому вопросу с парламентами своих стран.

Независимость кошельков

"Великобритания, Венгрия, Чехия и Швеция имеют свои собственные валюты, поэтому они могут не подчиняться новым правилам, – сказал РИА Новости научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. Они входят в ЕС, но судьба евро касается в первую очередь стран, входящих в еврозону. Остальные страны заинтересованы, но – как третьи лица, объяснил эксперт.

"С какой стати они должны жертвовать фискальным суверенитетом, – рассуждает Мирошниченко. – Их позиция понятна, непонятно, зачем вообще было их втягивать в этот разговор. Нужно было сначала договориться о новых правилах игры тем, кому это важно до боли – странам еврозоны, а уже после того как "клуб любителей евро" договорился, тогда единым фронтом договариваться с другими членам ЕС".

Ведь, по сути, эти страны – соседи, а не члены одной семьи. "С соседями надо дружить, поддерживать отношения, помогать, но это не то же самое, что иметь общий кошелек", – сказал Мирошниченко.

Ухудшает ситуацию и высокая скорость принятия важнейших решений, говорят эксперты. "ЕС – это сложная система межстрановых договоренностей. ЕС расширялся по модели функционализма, через взаимные договоры о сотрудничестве в конкретных областях, – говорит ведущий эксперт ЦМАКП Александр Апокин. – История изменений в ЕС свидетельствует, что они никогда не согласовывались быстро, и за последний год было сделано не меньше, чем за предыдущие 10 лет".

Всего за полтора года, в числе прочего, были приняты: решение о создании Европейского фонда финансовой стабильности, положение о процессе бюжетного монторинга и процедура штрафов за фискальную несбалансированность, приводит пример эксперт.

Новые бюджетные правила для Европы

Лидеры Евросоюза стран договорились об ограничении допустимого уровня структурного дефицита бюджета до 0,5% ВВП каждой из стран еврозоны, свидетельствует проект решения Саммита ЕС. Сейчас Европейский пакт стабильности и роста предполагает, что уровень дефицита госбюджета не может превышать 3% ВВП. Новое правило будет закреплено в национальном законодательстве стран-участниц.

"Бюджет стран должен быть сбалансированным. Этот принцип может считать соблюден, если годовой структурный дефицит не превышает 0,5% номинального ВВП. Страны с госдолгом значительно ниже 60% ВВП могут иметь больший дефицит", – говорится в документ.

"В ближайшие время достичь заданного показателя в 0,5% абсолютно нереально", – говорит Дмитрий Мирошниченко. Это тяжело экономически, к тому же, не факт, что правительства проявят политическую волю. Дело в том, что сокращение расходов в ЕС ударит по людям, которые всю жизнь жили в условиях улучшения экономической ситуации. Им будет трудно принять предложение больше работать и меньше получать, говорит эксперт.

"Процедура по предодолению избыточных дефицитов (excessive deficit procedure) носит среднесрочный характер и, скорее, направлена на то, чтобы не давать бесконтрольно наращивать дефицит в годы роста. Сбалансированности бюджета в перспективе года-двух эта процедура достичь не позволит", – говорит Александр Апокин.

Правда, ключевой проблемой для балансировки бюджетов стран ЕС является не сокращение расходов, а отсутствие экономического роста и ожидаемая в 2012-2013 годах рецессия, пояснил Апокин.

"Сокращение дефицита в условиях падения ВВП вполне может привести к росту отношения долга к ВВП, – пояснил эксперт. – Поэтому держатели суверенных облигаций зоны евро, не видя перспектив экономического роста, ожидают, что не будет и фискальной стабильности, даже если расходы сократить".

Пока перспектив возобновления экономического роста в 2012 году в странах зоны евро эксперт не наблюдает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала