Переход на двухуровневую модель образования упростил процесс смены направлений подготовки: получив общее высшее образование в бакалавриате и определившись с будущей профессией, можно поступить в магистратуру для получения более глубоких знаний. О том, с какой целью поступают в магистратуру по истории и где могут работать профессиональные историки, в интервью РИА Новости рассказывает декан факультета истории НИУ ВШЭ Александр Каменский.
- Александр Борисович, на рубеже 1980-1990-х годов профессия историка была едва ли не самой популярной - вся страна была занята заполнением "белых пятен" истории, и это подпитывало интерес к истфакам. Вы согласны с тем, что в последние годы произошел спад интереса к этой науке?
- Интерес человека к прошлому всегда существовал и никуда не денется, всегда будут люди, которым это интересно и которые хотят этим заниматься профессионально. Поэтому я не думаю, что мы когда-нибудь будем испытывать дефицит в абитуриентах. Другое дело, что, действительно, мы сейчас переживаем трансформацию, связанную с местом исторической науки.
В советское время статус историка (по крайней мере, формально) был достаточно высок. Исторические вузы считались идеологическими, и историки вносили свою лепту в формирование официальной советской идеологии. С конца 1980-х годов ситуация изменилась: интерес к истории в обществе был настолько велик, что казалось, если мы всю правду о своем прошлом не узнаем, то не видать нам светлого будущего. В то же время сформировалось критичное отношение к советской исторической науке: на исторические темы гораздо больше писали журналисты, публицисты, нежели профессиональные историки.
Сейчас наступил новый этап. С одной стороны, различные политические силы пытаются манипулировать историческим знанием в своих целях, а с другой - идет процесс движения к нормальному состоянию, когда наука, политика и массовые исторические представления занимают свои места. Но так или иначе, интерес к истории по-прежнему остается высоким.
- Кем сможет работать профессиональный историк после окончания вуза? Вряд ли все выпускники исторических магистратур останутся работать в вузах или научных институтах. Насколько вообще перспективно выбирать профессию историка?
- В советское время такого вопроса не было, потому что зарплаты были везде примерно одинаковые, а если нужно больше - надо было ехать на нефтяную вышку в Сибирь. Сейчас если человек начинает заниматься наукой, становится историком-исследователем, то в перспективе он может достичь вполне сносного материального положения. Но на стартовых позициях, конечно, не будет тех зарплат, какие могут дать коммерческие кампании.
Вообще же у историков немало возможностей для трудоустройства. Ведь кто такой историк? Это, прежде всего, профессионал, умеющий работать с ретроспективной информацией: он знает, как добыть эту информацию, определить степень ее достоверности и прочее. Этот навык необходим в самых разных областях - в СМИ, в сфере управления, учреждениях культуры.
- А как вы относитесь к утверждениям о переизбытке гуманитариев?
- Отрицательно. К примеру, в этом году был сокращен набор на исторический факультет одного из сильных региональных вузов. Объяснения понятные: в данном регионе из-за демографического спада резко сократилось количество абитуриентов. Но уменьшение набора означает и необходимость сокращения преподавателей, а это уже угроза гибели сложившейся научной школе, которая формируется годами...
- В НИУ ВШЭ в этом году будут открыты новые магистерские программы по истории. Вы планируете готовить историков-исследователей?
- Я считаю, что магистерская программа не должна ставить себе цель готовить именно исследователей, ученых. Будут ученые - очень хорошо, но цель все-таки иная, в нашем случае - очень основательное гуманитарное образование с историческим профилем.
У нас открываются две магистерские программы - "Социальная история Запада и России" и "История художественной культуры и рынок искусства". Они в своем роде уникальны, не повторяют тех магистерских программ, которые существуют в большинстве вузов. Мы исходили из потребностей рынка, науки, а также из того, что магистерская программа должна быть качественно иной по сравнению с бакалавриатом: давать, с одной стороны, фундаментальное образование, а с другой - обеспечивать широкие возможности для самореализации выпускников.
Программа "Социальная история Запада и России" может показаться достаточно специальной, но в действительности она междисциплинарная и дает широкую гуманитарную основу. В подготовке второй программы - "История художественной культуры и рынок искусства" - участвовал генеральный директор аукционного дома "Сотбис" в России и СНГ Михаил Каменский. Не секрет, что рынок искусства на протяжении последних 20 лет у нас в стране развивается очень быстро, есть много курсов подготовки специалистов для этого рынка, но программ высшего образования до сих пор не было.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости