Михаил Ростовский
Может ли президент остаться в должности, если у него истек срок полномочий? В Южной Осетии может. Эдуард Кокойты заявил, что он никуда не уйдет, пока в республике бушует "оранжевая революция".
Если бы Кокойты не чувствовал за собой поддержки Москвы, он никогда бы ни вел себя таким образом. Но вот правильно ли поступает Россия, поддерживая такое поведение Кокойты? Я уверен, что нет. Мы оказываем дурную услугу и Южной Осетии, и самим себе.
Хочу напомнить один полуизвестный эпизод из российской истории. Почему я использую странное слово "полуизвестный"? Потому, что все образованные россияне знают начало этого эпизода. И почти никто не знает его продолжения. Итак, всем известное начало. В 1876 году в Болгарии вспыхнуло восстание против турецкого господства. Подавляя его турецкие войска жестоко убили тридцать тысяч человек мирного болгарского населения. Весть об этом вызвала в России взрыв возмущения. В Санкт-Петербурге твердо решили помочь славянским братьям - даже ценой войны с Турцией.
Война действительно вспыхнула. И была она для России очень кровопролитной. Но главная цель была достигнута. В 1878 году Болгария стала свободной от турецкого ига.
А теперь почти никому не известное продолжение. После окончания войны Россия не захотела предоставить Болгарии возможность самостоятельно решать вопросы своей внутренней жизни. Русский генерал Леонид Соболев стал премьер-министром Болгарского княжества, а два других подданных Российской империи - просто министрами.
Но болгарам стало постепенно надоедать, что их страной управляют чужеземцы, даже столь заслуженные как большие славянские братья. Вскоре русских выдавили из правительства. А Болгария стала проводить не слишком дружественный по отношению к России курс. В ХХ веке в ходе двух мировых войн Болгария была на стороне немцев.
Южная Осетия - это, конечно, не Болгария. Республика не способна выжить самостоятельно. Но это не дает России право решать за граждан Южной Осетии их судьбу. К сожалению, очень похоже, что именно этим сейчас Россия и занимается.
Я не берусь раздавать окончательные оценки: кто выиграл президентские выборы в Южной Осетии, а кто их проиграл. Но все признаки, включая решение Центризбиркома, указывают на победу Аллы Джиоевой.
В курсе ли я, что результаты тех выборов были отменены Верховным Судом? Да, я об этом слышал. А вот вы в курсе ли вы, что решение об аннулировании результатов выборов председатель Верховного Суда Биченов принимал единолично? И что господин Биченов так пока и не рассказал: какие именно нарушения допустила кандидат в президенты Джиоева?
А как быть с заявлением Кокойты об отказе уходить с поста президента? Оно разве вписывается в правовые рамки?
Мне жаль, что власти Южной Осетии ведут себя по принципу "у кого сила, тот и прав". И еще больше мне жаль, что Россия поддерживает такую позицию. Мы не только рискуем, что жители Южной Осетии забудут о чувстве благодарности к России. Без почтения относясь к результатам выборов, мы изменяем сами себе. В современном государстве только выборы являются законным источником власти. Иначе над государством всегда будет висеть угроза оранжевой революции, которой так боится Эдуард Кокойты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции