Руфина Филби-Пухова - вдова легендарного советского разведчика Кима Филби - все 18 лет совместной жизни была для своего мужа ангелом-хранителем, которая помогла ему адаптироваться в СССР, поддерживала его в самые трудные периоды жизни. Сам Филби искренне любил Руфину Ивановну, которую не раз называл женщиной своей жизни.
Как покорил сердце простой советской девушки "шпион номер один", что нравилось Киму Филби в России, испытывал ли он ностальгию, свойственную людям, оторванным от родины? Об этом и о многом другом рассказала в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Александру Степанову Руфина Ивановна Филби-Пухова.
- Руфина Ивановна, как в Киме Филби сочетались разведчик и любящий, заботливый семьянин? Ведь в человеке одно из качеств, так или иначе, должно превалировать?
- Он никогда не был для меня разведчиком. Он был самым дорогим, любящим и необыкновенным человеком. Можно бесконечно перечислять его человеческие качества.. Только когда мы стали жить вместе, когда я увидела в его библиотеке большую полку книг, посвященную ему, только тогда я поняла, насколько он знаменит, и до меня стало что-то доходить. Но, повторюсь, я никогда не чувствовала, что живу с таким великим человеком - разведчиком.
- Неужели Вы вообще ничего не слышали о Киме Филби до встречи с ним?
- До встречи с Кимом я вообще ничего не знала и не слышала о нем. Разве что в конце 60-х годов в газете "Известия" вышла статья "Здравствуйте, товарищ Филби". Но и в ней вообще ничего нельзя было понять. Какой-то очередной коммунист сбежал в Советский Союз от проклятого капитализма. Знаете, эту статью я даже не читала, увидела ее позже. Так что до встречи с ним, которая была совершенно случайной, я вообще ничего не знала.
- Чем Вас смог покорить Ким Филби, которому к тому времени было уже далеко за 50?
- Он меня покорил как человек. Он был необыкновенно обаятельный мужчина. При первой встрече я увидела просто пожилого человека, пожилого мужчину.
Уже потом в печати, в английских книгах, газетах я читала о Филби, об обаянии которого ходили легенды. И это правда! Потому что когда я увидела Кима, я сразу попала под его обаяние. Но это был шарм не просто любителя женщин, который умеет расположить к себе. Ведь очень много таких мужчин - красивых, интересных. У него было особое, мужское обаяние, и это шло от души, от его интеллекта... Не просто внешняя притягательность. Конечно, этому трудно было противостоять.
- Что было главным в жизни Кима Филби?
- Главной для него была работа, которую он всегда делал хорошо. Когда он только начал работать и ему предложили за это деньги, он наотрез отказался. Никаких денег он никогда не брал. То, что он делал, он делал только за идею - так он решил.
- Что нравилось Киму Филби в России?
- Он всегда испытывал любовь к России, даже когда еще не работал на нашу страну. Наверное, это пришло через нашу классическую литературу. В студенческие годы он изучил всю нашу классику - Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова. Читал он ее, конечно, в переводе, но приехал в Россию уже с такими полными знаниями.
- Часто ли он воспоминал свою родину, испытывал ли он ностальгию по Англии?
- Когда говорили, что он предал свою страну... Он никогда не считал себя предателем, потому что верил, что, борясь с фашизмом, он помогает своей стране.
Знаете, когда я у него спрашивала о родине, он говорил, что ностальгии не испытывает. Он чувствовал себя человеком мира. Ведь он родился в Индии, учился в Англии, потом путешествовал по всему миру и работал в разных странах, разных городах. И Россию он очень полюбил.
- Что Ким Филби считал главным достижением в своей жизни, в своей карьере разведчика?
- Он был человек немногословный, не из тех, кто вспоминал свои подвиги. Вообще он практически никогда ни о чем не рассказывал. Но он очень гордился Прохоровкой (битва под Прохоровкой между частями Советской Армии и немецко-фашистскими войсками произошла 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги и считается самым крупным танковым сражением в военной истории. В конце апреля 1943 года Ким Филби сообщил в советский Генштаб все подробности немецкой операции на Курской дуге, а также о том, что немецкое наступление начнется в начале июля - прим. РИА Новости).
Я в основном знала о Курской дуге, но такие детали, как битва под Прохоровкой, я даже и не помнила. А он говорил с необычайным энтузиазмом, очень эмоционально: "Прохоровка, Прохоровка! Как ты не знаешь про битву под Прохоровкой? Это я! Это моя работа!" Этим он действительно гордился как самым своим большим достижением.