Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Несмотря на то, что темой № 1 для отечественного телевидения на минувшей неделе стало освещение выборов в Государственную Думу России, аудитория охотнее смотрела развлекательные программы и сериалы. При этом часть телезрителей следила за ходом выборов в интернете.
День голосования
Именно так поступил президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко. В интервью РИА Новости он пояснил, что, несмотря на то, что главным средством массовой информации в нашей стране на сегодня по-прежнему остается телевидение, Рунет наступает ТВ "на пятки". "Основное блюдо получилось абсолютно пресным, а интернет выступил в роли острой приправы для людей с тонким вкусом, для гурманов", – отметил Лысенко. По его мнению, на следующих выборах роль интернета будет еще выше, чем сейчас.
Действительно, информационное обеспечение выборов на основных каналах не отличалось разнообразием. В новостных выпусках однотипно показывались руководители партий, принимавших участие в выборном марафоне, которые под вспышки объективов опускали в урну свой бюллетень.
Согласно данным TNS Россия, наибольшее количество зрителей собрал 19-часовой выпуск программы "Сегодня" на НТВ (доля 18,9%, рейтинг 7%).
К вечеру, после 21:00, когда стало можно сообщить exit-poll и предварительные итоги голосования, публика наблюдала за прямыми включениями из Центризбиркома. Больше всего зрителей смотрели в этот момент итоговую программу "Время" на Первом канале (доля 18,3%, рейтинг 7,5%). На втором месте по количеству аудитории выступила итоговая программа "Сегодня" (доля 12,7%, рейтинг 5,1%), на третьем – итоговые "Вести" (доля 17,0%, рейтинг 4,9%).
Надо отметить, что "Вести" весьма отличались от новостных программ на других каналах благодаря включениям из студии, где ряд политиков и политологов до 2 часов ночи бурно обсуждали результаты голосования.
На тему выборов отметился даже такой сугубо развлекательный канал, как СТС. Правда, в своем ключе. В юмористической программе "Уральские пельмени" была показана пародия на телевизионные дебаты других каналов. В частности, ведущий сообщил: "Обычно мы приглашаем первые лица партий, а сегодня решили пригласить последние затылки". В целом, передачу посмотрело чуть больше 8% аудитории.
Борьба за зрителя в тишине
Намного больше усилий телевизионщики приложили в "день тишины", чтобы привлечь как можно больше зрителей к программам своей "кнопки" в это специфическое время.
Первый канал показал в субботу премьеру сериала "МУР. "Артисты" про борьбу сотрудников уголовного розыска с разного рода мошенниками. Канал "Россия 1" ответил прямой трансляцией детского "Евровидения-2011" из Армении.
НТВ в субботу выпустил против конкурентов бравого капитана милиции в исполнении Игоря Лифанова в сериале "Дикий". Он же доминировал в эфире четвертого канала и на следующий, воскресный день. Проект снят в стиле небольших новелл, с лихо закрученным сюжетом, а главный герой, честный и неподкупный мент, представляет из себя нечто среднее между идеальным сотрудником полиции и современным Робин Гудом.
Неудивительно, что зритель высоко оценил "Дикого", который занял 4-е место в топе 100 наиболее популярных программ среди москвичей в возрасте старше 18 лет. Его доля составила 22,9%, а рейтинг – 9,1%.
Высоцкий как бренд Первого канала
Первый канал ответил другим, более знаменитым капитаном милиции – Глебом Жегловым. Все воскресенье на первой "кнопке" было отдано фильму "Место встречи изменить нельзя", который перемежался новостными вставками и воскресной программой "Время".
До этого, вечером в пятницу, Первый канал показал новый документальный фильм "Высоцкий. Последний год", а после этого – последний концерт актера, записанный 22 января 1980 года режиссером "Кинопанорамы" Ксенией Марининой.
Такое обилие Владимира Семеновича в эфире Первого канала не случайно. 1 декабря на экраны страны вышел художественный фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", одним из продюсером которого является руководитель Первого канала Константин Эрнст.
"Место встречи изменить нельзя" оказалась на 7-м месте топа (доля 21,6%, рейтинг – 8,2%). "Высоцкий. Последний концерт" – 10-е место (доля 19,8%, рейтинг 7,4%). "Высоцкий. Последний год" – 13-е место (доля 16,3%, рейтинг 6,7%).
Что касается кино, то по предварительным данным дистрибьютерских компаний "Walt Disney Studios Motion Pictures International" и "Sony Pictures Releasing International", картина "Высоцкий. Спасибо, что живой" собрала в российских кинотеатрах за первый уикенд проката 350 млн рублей и стала лидером отечественного кинопроката, возглавив список самых кассовых фильмов.
Второй канал 4-го декабря предложил зрителям скоротать время до объявления результатов голосования за просмотром сериала о "Тайнах следствия" и юмористических программ – "Смеяться разрешается" и "Стиляги-шоу с Максимом Галкиным". Надо отметить, что "Тайны" – один из самых рейтинговых продуктов "России 1". Это в очередной раз подтвердили показатели сериала: "Тайны следствия-8" оказались на 6-м месте топа (доля 21,6%, рейтинг 8,3%), а "Тайны следствия-10" на 16-м (доля 15,9%, рейтинг 6,4%).
В лидерах топ-100 – вновь ток-шоу "Пусть говорят" на Первом канале. На втором месте у зрителей – сериал "Пятницкий" на НТВ, продолжение рекордсмена отечественного ТВ по рейтингам сериала "Глухарь".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции