МОСКВА, 6 дек - РИА Новости, Мария Ганиянц. Рынок русского искусства перегрет, и инвестировать в него на пике цен нецелесообразно, считает директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка Леонид Игнат.
Закончившаяся на прошлой неделе серия лондонских торгов русским искусством подтвердила устоявшуюся тенденцию: переплачивать за посредственные вещи российский коллекционер не станет, цены и так высоки, но и шедевр не упустит. На Bonhams были проданы за рекордные 6,8 миллиона фунтов обе картины Василия Поленова. Подчистую и вдвое дороже первоначальной цены скуплена коллекция рисунков и эскизов Александра Бенуа, за которую Sothebys получил 2 миллиона фунтов стерлингов. На Christies продали картину Виктора Васнецова "Богатырь" за рекордную для художника цену в 1,1 миллиона фунтов стерлингов, при эстимейте 300-500 тысяч фунтов.
"Цены на русское искусство сейчас находятся на пике и, несмотря на кризис 2008 года, завышены, и для арт-инвесторов нет смысла заходить на рынок на таком высоком уровне", - рассказал в интервью РИА Новости Леонид Игнат. Причину этого собеседник видит в глобальной проблеме отечественных собирателей искусства, которую он сформулировал кратко и емко - мало вкуса и много денег.
Он пояснил, что инвестировать в дорогое русское искусство, неважно идет ли речь о живописи XIX века или современных российских художниках, имеет смысл в том случае, когда уже есть готовая коллекция, а дорогостоящее вложение лишь увеличит капитализацию собрания в целом.
На взгляд эксперта, с финансовой точки зрения выгоднее сегодня вкладывать деньги в живопись старых мастеров Европы, так как кризис значительно снизил цены на качественные произведения художников второго ряда.
"Например, фарфор Императорского фарфорового завода (ИФЗ) стоит в ряду произведений других европейских заводов, но оказывается значительно дороже. То же самое с русским серебром. Понятно, что российского антиквариата осталось мало, многочисленные национализации, революция, война. Но с точки зрения художественной ценности западные и российские вещи сопоставимы, но наши в разы дороже. Я не говорю о том, что рынок наводнен подделками", - отмечает Игнат.
Впрочем, по его мнению, раздутые цены свойственны не только для российского арт-рынка, но и мирового, особенно в сегменте современного искусства.
"До кризиса 2008 года западный мир жил в иллюзиях. Инвестиционные банки стали другими, стимулирование кредитования привело к тому, что более 20-ти лет все жили в долг. Появились молодые и успешные яппи, которые принесли новый стиль жизни с пентхаусами без декора, но с огромным свободным пространством, которое надо было украшать. Тут и пригодилось современное искусство", - пояснил собеседник.
Следом за молодыми коллекционерами потянулись и банки, которые стали формировать портфели искусства, включая в них кроме проверенного китайского фарфора и классической живописи, активы - современное искусство, которое, все же рассматривалось как рисковые инвестиции.
По словам Игната, рынок современного искусства "странно устроен", так как регулируется несколькими крупными игроками, которые раскручивают те или иные имена. "Как в шоу-бизнесе, где в раскрутку имен вкладываются большие деньги, а потом вам самыми разными способами объясняют, что этот художник - очень хороший и стоит денег", - говорит он.
Искусный залог
Однако, если отечественные банки считают вложение в русское искусство и contemporary сомнительными с инвестиционной точки зрения, то использовать предметы антиквариата и искусства в качестве залога они, напротив, готовы.
"Банкиры заинтересованы в том, чтобы предметы искусства и антиквариата принимались в качестве залога. Вы можете взять в залог автомобиль, но не можете Репина, хотя Репин ликвиден", - пояснил представитель Альфа-банка. Однако сделать это на сегодняшний день нельзя, так как существующее законодательство ограничивает использование предметов искусства в качестве залога.
"Поскольку нет общепризнанного института экспертизы, то нет гарантии подлинности произведений и искусство не может выступать гарантом залога", - считает он, добавляя, что с оценкой все обстоит еще хуже.
"Легко посчитать стоимость машины "Мерседес", так как на нее есть рынок. А рынок искусства в России, в отличие от европейского или американского рынка искусства, где за каждым именем стоят история продаж, экспертиза и провенанс, находится в стадии зарождения, и в случае невозврата кредита реализовать это будет непросто. Там банкиры понимают, с чем имеют дело, а здесь - нет", - отмечает эксперт, подчеркивая, что цена на искусство очень субъективна - это сложно уходящий залог.
По его мнению, сегодня в России легко купить предмет искусства, но сложно продать. Случаи, когда предметы искусства принимались в качестве залога, в России были, но, как правило, решение принимал банкир, который рисковал собственными деньгами, а не деньгами вкладчиков.
Игнат также считает, что вторичного рынка искусства и антиквариата в России пока не существует: "Предметы искусства и антиквариата, которые находятся в частных руках, никто не хочет закладывать или продавать, они принадлежат богатым людям. Я думаю, что такая ситуация останется надолго, так как не очень хочется верить в социальные катаклизмы, когда придется распродавать последнее".
Поэтому арт-банкинг в чистом виде в нашей стране, по мнению собеседника агентства, пока имеет весьма слабые перспективы: рынок искусства очень узкий и за счет этого в значительной степени управляем, кроме того есть вероятность коррекции вниз существующих цен, особенно в среднем ценовом сегменте.
"Были отдельные банки, которые формировали свои коллекции, но потом их не могли продать, так как работы оказались более чем сомнительными", - сказал он.
Если все же клиент хочет формировать инвестиционный портфель из предметов искусства, то лучше обратиться, например, в швейцарский банк, где все отработано, существуют эксперты, оценки, а также системы хранения, словом все то, чего нет в России.