Рейтинг@Mail.ru
"Наставники" и их младшие братья и сестры из российского детдома - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Наставники" и их младшие братья и сестры из российского детдома

Читать ria.ru в
Дзен
В России, по официальным данным, более 700 тысяч брошенных детей. Волонтеры программы "Наставники" стараются стать друзьями и примером для подражания для нескольких сотен российских сирот: помогают им с учебой, общаются и просто проводят свободное время вместе.

МОСКВА, 5 дек - РИА Новости, Анастасия Маркитан. В России, по официальным данным, более 700 тысяч брошенных детей - цифра, сопоставимая с количеством сирот в годы Великой Отечественной войны. Волонтеры программы "Наставники" стараются стать друзьями и примером для подражания для нескольких сотен российских сирот: помогают им с учебой, общаются и просто проводят свободное время вместе.

Особенность этой программы в том, что она - часть  международной, которая называется Big Brothers Big Sisters ("Старшие братья, старшие сестры") и создана в начале XX века в США. Идея наставничества реализуется в России уже 17 лет. Что движет этими людьми? И почему получается так, что российским детдомовцам порой проще получить помощь от западных компаний?

Кто может стать волонтером

"Наставники" ­активно сотрудничают с крупными российскими и зарубежными компаниями, где организуют информационные презентации своей программы и таким образом набирают волонтеров из молодых людей, готовых стать для детей ролевой моделью успешного человека и просто другом.

Сейчас в "Наставниках" из более чем пятисот человек порядка 85% - женщины. "Это нормальная статистика для любой благотворительной организации во всем мире, - говорит Роман Склоцкий, исполнительный директор "Наставников". - Женщинами-волонтерами движет чистый альтруизм, бескорыстное желание помогать. В то время как мужчины все-таки нацелены на какой-то результат. Приходя в программу, они хотят видеть видимые улучшения в развитии ребенка".

Каждый из них, прежде чем стать "старшим братом" или "сестрой" для ребенка из детдома, проходит обязательное тестирование на психологическую устойчивость и лишь после этого начинает посещать тренинги, где профессиональные социальные педагоги и психологи учат будущих наставников тому, как себя вести с детьми, какие могут возникнуть проблемы, возможные конфликты.

История Джона и Коли

"Во время праздника "Наставников" меня подозвали и сказали: пришел человек, который с тобой хочет познакомиться. Я увидел высокого человека в костюме, при галстуке, подумал, что это какой-то бизнесмен пришел". Так 22-летний Коля Карцев, бывший воспитанник детского дома, описывает встречу со своим "лучшим другом из Ирландии", Джоном Деларги.

Джон, который уже десять лет живет и работает в Москве, пришел в программу в 2003 году в качестве вице-председателя совета директоров, а спустя три года сам решил стать наставником для ребенка из интерната.

"Когда ты собираешься долго жить в чужой стране, хочется быть окруженным близкими людьми. Кто-то сразу заводит семью, кто-то находит много друзей. Я нашел своего "младшего брата", с которым у меня невероятно много общего", - говорит Джон.

По характеру Коля - не совсем типичный детдомовец. Нет в нем замкнутости и зажатости, свойственной таким детям. При знакомстве обнимает, приветствует тебя и с ходу начинает шутить.

Коля называет Джона своим "лучшим другом из Ирландии". Они вместе выступают на концертах и информационных презентациях, организуемых "Наставниками".

"У них [детей из детских домов] попросту нет мужской модели поведения перед глазами, потому что большинство сотрудников интерната - это пожилые женщины", - говорит Джон.

Правда, у Коли уже некогда был пример "мужского" поведения, точнее анти-пример.

"Когда я был маленьким, отец и мать у меня жутко пили... Я постоянно бегал к милиционерам, у меня там знакомые были, они меня постоянно кормили, давали что-нибудь, угощали", - рассказывает Коля, и добавляет, что с тех пор пообещал себе, что пить и курить он никогда не будет.

Джон общается с Колей на протяжении пяти лет. Их общение трудно назвать наставничеством в классическом понимании этого слова. Это скорее дружба.

"Многие люди думают, что "брат" - это огромная ответственность. Задают себе вопросы: "а что будет, если я его подведу, если я окажусь плохим наставником?" Но это скорее дружба. Вам совсем не обязательно строить из себя гуру, умудренного жизнью. Просто общайтесь и проводите время вместе"

 "Детдом - это армия"

Светлана Зеленова, как и большинство волонтеров "Наставников", успешная молодая девушка, у которой еще нет своей семьи. Но у нее есть Паша - 14-летний воспитанник коррекционного интерната, от которого мать отказалась сразу после рождения, хотя никаких серьезных отклонений у мальчика не было.

"Когда мы только познакомились, Паша был достаточно отстраненный, но чем больше мы общались, тем откровеннее он становился, начал мне рассказывать все: начиная с детства и заканчивая тем, что происходит в классе",  - вспоминает Светлана.

Она говорит, что по поведению мальчика было понятно: с ним никогда никто не разговаривал, не спрашивал о его личных делах, мыслях. Да это и неудивительно, учитывая то, как устроена жизнь у интернатовских детей.

"По своим внутренним законам интернат очень похож на армию: дети на полном государственном обеспечении, на полном государственном обмундировании, а воспитатели себя ведут, как командиры", - говорит Светлана.

Света и Паша вместе уже два года. Паша не представляет себе будущее без своей Старшей сестры, равно как и Света хочет продолжать дружбу. Девушка признается, что мальчик не раз просил ее забрать его насовсем, к тому же он часто непроизвольно называет ее "мама"

"Людям проще пожертвовать деньги"

"Людям сейчас проще пожертвовать деньги, чем подарить свое время", - говорит Роман Склоцкий, добавляя, что задача программы в том, чтобы научить маленького человека жить в "большом мире".

"Материальная помощь - это самое понятное для людей. Действительно, легче купить игрушку и подарить ее ребенку. Это тоже помощь и имеет право на существование, но за этим должно быть какое-то продолжение", - подчеркивает Роман, который несколько лет назад оставил успешную карьеру в западной телекоммуникационной компании ради социальных проектов.

Он признает, что культура наставничества и бескорыстной помощи в нашей стране только начинает набирать обороты.

"В США и Канаде, например, наставничество - это целое направление, как в науке, так и в работе с молодежью. Там существуют самые разнообразные программы: спортивное, образовательное, наставничество между пожилыми людьми и маленькими детьми", - отмечает Склоцкий.

Почему зарубежный бизнес

Сегодня программа "Наставники" существует на целевые гранты, частные и корпоративные пожертвования компаний, в большинстве своем западных.

В 2010 году из 4,5 миллионов рублей корпоративных пожертвований "Наставникам" более 75 процентов пришли из западных компаний, работающих в Москве.

На вопрос, почему российским детям помогает в основном зарубежный бизнес, Склоцкий говорит, что с "западными компаниями, работающими в Москве, легче общаться на тему благотворительности, потому что... для них это очень важный аспект работы - отдавать тому обществу, где ты работаешь"

"Безусловно, в российских компаниях тоже есть примеры развитой социальной ответственности, но в массе своей это все-таки госзаказ на какие-то социальные проекты", - отмечает Склоцкий.

"Российские компании занимаются иными формами благотворительности, - говорит Карина Худенко, партнер PricewaterhouseCoopers. - Они больше фокусируются на поддержании социо-культурного быта в том регионе, в котором находятся, будь то детские сады для детей сотрудников или поликлиники для пенсионеров, бывших работников этой компании"

По словам Худенко, главным требованием к благотворительным фондам, с которыми работает PricewaterhouseCoopers, является полностью прозрачная финансовая отчетность.

"Мы предъявляем достаточно жесткие требования к отчетности благотворительных фондов, которым оказываем поддержку. Организация должна быть, во-первых, абсолютно прозрачна, и, во-вторых, соответствовать и нашим ценностям тоже", - говорит Худенко.

По данным отчета Boston Consulting Group, исследующего тенденции развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) России и мире, в нашей стране доля государственного финансирования НКО в 2009 году не превышала пяти процентов от общего объема доходов таких организаций. В то время как в развитых странах это цифра превышает 48 процентов.

Но, в конечном итоге, благотворительность и помощь нуждающимся - это не только деньги. Это, в первую очередь, ваше время сегодня, которое для детей станет их будущим завтра.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала