Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Немало современных праздников в том виде, как мы их знаем, являют собой причудливую смесь древних языческих традиций, христианских обрядов, народных суеверий, политической конъюнктуры. Новый год, пожалуй, самый яркий тому пример. Соперничать с ним в этом отношении могут разве что День святого Валентина и Рождество, где помимо религии и политики явно прослеживается креатив маркетологов.
Не мечом, так хитростью
Мы редко задумываемся над смыслом народных названий религиозных праздников. Колядки на Рождество, день Ильи-громовержца или Ивана-Купалы – откуда столь причудливое переплетение христианства и русского язычества? Меж тем это древний военно-политический трюк: не можешь побороть – возглавь. Чужеземные завоеватели или ревнители новой религии брали старинные поверья и придавали им новые смысловые значения. Подобные "накладки" происходили не один раз, в результате истинный смысл того или иного обряда или религиозного праздника проследить почти невозможно.
Один из первых и ярких примеров приспособления религии к политической конъюнктуре продемонстрировали древние арьи во время своего вторжения в Индию примерно две тысячи лет до нашей эры. Откуда в индуизме столько причудливых божеств, все эти бесчисленные аватары? Да очень просто (так, по крайней мере, считают некоторые исследователи): чтобы сбить накал религиозных противоречий и заручиться лояльностью местных элит, захватчики включали в свой пантеон как местные божества, так и самих туземных властителей. Допустим, некое племя чтит слона в качестве родового тотема. Отлично – в ведическом пантеоне появляется слоноголовый сын Шивы Ганеша. Или божеству Ганапати из Ригведы придается облик слона, кому как больше нравится.
Впоследствии схожий прием широко применяла христианская церковь: святые наделялись чертами древних богов (так и стал библейский пророк Илия вдруг громовержцем, а святой Иоанн Креститель богом Купалой), а буйным языческим празднествам придавался смиренный христианский смысл. Результатом этого процесса стало появление рождественских каникул в Европе и новогодних у нас.
Чужой среди своих
Немало исследователей считают новый год искусственным праздником. Все в нем не так. Петр I буквально насаждал новый праздник, как царскую прихоть, большевики пропагандировали светское новолетие в пику религиозному Рождеству. Даже символика праздника была рождественская, разве что Вифлеемская звезда на елке уступила место красной, да чудеса религиозные сменились сказочными.
Распорядителем праздника стал Дед Мороз, чей образ сформировался в XIX веке, а его бессменная "секретарша" Снегурочка была заимствована частично из русских легенд, частично из одноименной пьесы. В общем, чистая политика, да и только.
И корнями своими Новый год хоть и уходит в язычество, но не в наше, а римское. В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь повелел отмечать новый год 1 января, совместив новолетие с чествованием двуликого божества Януса (отсюда и название месяца, январь). Но вряд ли прижился бы праздник, не будь у него еще более древних, русских корней.
Когда древние русичи праздновали новый год, доподлинно неизвестно. Говорят о весне, начале осени или зиме. Но точно известно, что одним из наиболее чтимых языческих празднеств были дни летнего и зимнего солнцестояний. Коляда – так славяне называли самый короткий день в году и отмечали его как праздник обновления: старое Солнце умирает, на его место приходит новое. Отсюда и богатые праздничные традиции – застолье, колядки, гадания. И недельное празднование – Коляда. Даже праздничное дерево: у славян, как и у многих других европейских народов, религиозные обряды проходили в священных, правда, не еловых, а дубовых, рощах.
Красный, довольный, продажный
С рождеством все сложнее – когда в действительности родился Иисус Христос, не знает никто, дата 25 декабря впервые упоминается лишь в 221 году уже нашей эры. Зато точно известно, что не только славяне, но практически все европейские народы чтили дни летнего и зимнего солнцестояния.
Те же римляне праздновали 25 декабря как день Непобедимого Солнца (Sol Invictus), и праздник был столь любим, что отменить его не удалось после запрета языческих культов. Угрозы и уговоры властей оказались бессильны. Раз так – празднуйте, только пусть праздник рождения Солнца станет праздником Спасителя мира!
А потом к делу подключились коммерсанты. Мрачноватый епископ Мир Ликийских Николас (он же Николай Чудотворец), раздававший беднякам подарки на Рождество, мало походил на современного слащавого Санту. И вряд ли он стал бы популярнейшим символом праздника, если бы… Если бы компания Coca-Cola не задалась вопросом, как поддержать продажи прохладительного напитка зимой и привлечь детскую аудиторию. По заданию фирмы художник Хэддон Сундблом изобразил веселого старичка разодетого в корпоративные цвета Coca-Cola – красный полушубок с белой опушкой и со стаканом колы в руке. Поскольку образ был рассчитан прежде всего на детей, его дополнили всеми возможными сказочными атрибутами: кокакольный Санта путешествует по воздуху на оленьей упряжке, ему помогают эльфы и волшебные зверушки. Но кто сейчас вспоминает, что всемирно признанный символ рождества – не более чем удачный рекламный продукт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции