Анна Курская, РИА Новости.
Для самообразования никогда не было столько возможностей, как сегодня, поскольку в интернете можно найти множество учебных материалов, и лучшие из них в понедельник были отмечены премией "Внимание". Однако выбор качественных источников информации и построение учебной стратегии может стать серьезной проблемой, считают эксперты.
Обладателем национальной Российской премии "Внимание" за лучшее образовательное видео в понедельник стал интернет-сайт "Теории и практики". В конкурсную программу премии "Внимание" вошло более 200 видеопроектов и более 600 отдельных лекций. Своей основной задачей организаторы конкурса назвали попытку создать моду на самообразование в России.
Главное достоинство самообразования по сравнению с традиционным образованием - свобода выбора. Каждый сам выбирает, на чем ему стоит сконцентрировать усилия, а от чего отказаться.
В интернете сегодня накопилась значительная масса учебных видео- и аудиоматериалов, которая дает возможность изучать всевозможные науки и искусства, не выходя из дома. На сайте www.youtube.com можно получить подробные видеоинструкции, например, по сборке автомата Калашникова или послушать лекцию знаменитого физика. Есть и специализированные образовательные отечественные интернет-проекты.
"Можно посетить образовательные ресурсы в интернете и оценить, подойдут они вам или нет, а можно обратиться за помощью к тем людям, которые уже занимались самообразованием в этой области, - советует руководитель Центра альтернативного образования Татьяна Толоконникова. - Точно так же, как в туризме: есть люди, которые самостоятельно едут за границу, а есть те, кто делает это через агентства. Это зависит от того, как человек себя чувствует".
Даже просто сидя у компьютера и читая учебники, можно очень многое освоить самостоятельно, считают эксперты. Главное - понять, что человеку нужно, какова его цель.
"Если он кидается из интереса в интерес - то чайную церемонию осваивает, то учится ездить на мотоцикле, то играет на саксофоне - самообразование может превратиться в бесконечный процесс, но можно очень устать от этого", - говорит Татьяна Толоконникова.
Но не всегда человек может сам выстроить план самообразования, определить круг необходимых компетенций, построить временной план действий. Поэтому ему стоит время от времени обращаться за помощью к профессионалам в выбранной области, полагают эксперты.
Некачественное образование
Очевидный недостаток самообразования состоит в том, что в нем отсутствует живое общение с педагогом, человек должен самостоятельно находить ответы на свои вопросы. Это не так-то легко, полагает директор Российского центра практической психологии Сергей Ключников, поэтому качество такого образования оказывается не столь высоким, и человек обычно достигает лишь уровня "продвинутого дилетанта".
Кроме того, качество образовательных интернет-ресурсов достаточно неоднородно, а пользователям бывает непросто его оценить, считает директор Автономной некоммерческой организации содействия инновациям "ТРИЗ-профи" Анатолий Гин.
"Пользуется образовательными ресурсами, в основном, молодежь, а культура работы с текстом у нее сегодня очень низкая, - считает эксперт. - Ни в школе, ни в институте не учат отличать манипулятивную информацию от качественной, и учиться этому часто приходится на собственных ошибках".
Часто возникает опасность "ложной компетенции", когда учащийся доверяет всему, что прочитал в интернете. "Человек думает, что узнал предмет, прочитав творения Иванова, Петрова и Сидорова, которые сообщают о себе, что они ученые мирового уровня", - отметил проректор РГГУ Дмитрий Бак.
Случаи мошенничества и обмана
Помимо не вполне качественных образовательных ресурсов, интернет-пользователей подстерегают откровенно мошеннические схемы. Множество сайтов дают посетителям обещания, вроде "я заработал 100 миллионов, и ты заработаешь, если я тебя научу, как".
"Авторы этих схем рассчитывают на психологию пользователей финансовых пирамид, ловят людей на жадность, - рассказал Анатолий Гин. - Нужно помнить, что от такого "учения" получает пользу только тот, кто его организует. Внутренний сторож должен напоминать вам, что вас могут "разводить на деньги"".
Еще более распространены методики, которые заманивают учащихся обещаниями значительного прогресса в выбранной области, но не обеспечивают существенных результатов. Учащиеся приобретают за немалые деньги учебные материалы очень среднего уровня, плохо структурированные.
"Бывает, слушаешь аудиокурс час или два, а из этого времени 5% действительно полезны, вся остальная информация просто создает объем, - рассказал эксперт. - Такая практика особенно распространена в сфере преподавания иностранных языков. Покупаешь диск за 5000 рублей, а его содержание можно оценить максимум в 500 рублей, и пользу от него получить очень трудно".
Как различать качество
Эксперты советуют тем, кто планирует заняться самообразованием, использовать несколько простых приемов, чтобы различать серьезные источники от "манипулятивных".
Владельцы некоторых сайтов предлагают информацию по большому числу наук. Специалисты советуют пользователям обратить внимание на тот круг вопросов, который им хорошо известен.
Пусть физики, например, обратят внимание на то, как автор освещает физику. Тогда они смогут оценить, насколько адекватно он способен передать содержание другого предмета.
Перед тем, как выбрать незнакомый учебный курс, опираясь на рекламу, эксперты советуют проконсультироваться с независимыми специалистами. Они смогут подсказать, какие вопросы надо задать преподавателю. Разумеется, лучше всего встретиться с ним и побеседовать лично, даже если курс дистанционный.
В идеале учащиеся могли бы организовать сообщества, обмениваться информацией и оценками качества учебных материалов, помогать друг другу, как это уже происходит в некоторых странах, полагают эксперты.
Другой вариант решения проблемы, по их мнению, - создание специализированных интернет-сайтов, которые могли бы системно предоставлять сведения о возможностях получения образования.
Знания важно применять на практике
Эксперты советуют тем, кто планирует самообразование, начинать дело с точного описания своей цели на бумаге. Что вам интересно, какие пробелы в знаниях вы ощущаете?
"Затем вам следует составить для себя карту: что вы будет изучать в первую очередь, какими будете пользоваться источниками и способами, кто будет вас контролировать", - предлагает Татьяна Толоконникова.
Далее необходимо составить список литературы, которую следует освоить. Имеет смысл посещать лекции, смотреть образовательные видеопрограммы, изучать тематические сайты, ходить на курсы, тренинги, семинары.
"Важно соотнести свой план действий с тем временем, которое отпустила нам природа, распланировать свою жизнь, - советует Сергей Ключников. - Очень полезно общаться с высокообразованными профессионалами. Иногда одна встреча может дать огромный толчок для развития человека".
Самообразование гораздо успешнее развивается в сообществе, в котором людей объединяют общие ценности и интересы, где люди помогают друг другу.
Но важнее всего применение полученных знаний, считают эксперты. Выученный самостоятельно иностранный язык помогает человеку только в том случае, если у него появляется языковая практика.
"Если есть интерес, и человек думает о том, как применить полученные знания, то самообразование начинает работать. А если он находит сочетание самообразования со своими глубинными творческими программами, то получается уникальный специалист", - резюмировал Сергей Ключников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции