МОСКВА, 29 ноя - РИА Новости. Легендарная опера "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, обновленная постановка которой шла в Большом театре с 1948 года, возвращается на историческую сцену ГАБТ 1 декабря, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Впервые "Борис Годунов" в редакции Римского-Корсакова на сцене Большого был поставлен в 1888 году, быстро сошел, но возобновлен в 1901 году, когда в спектакле участвовали великие Федор Шаляпин (Борис) и Леонид Собинов (Самозванец). Мусоргский создал оперу по мотивам одноименной драмы Пушкина, а взяться за нее ему порекомендовал друг композитора, историк русской литературы Владимир Никольский. Преобразуя текст в либретто, композитор сосредоточился на двух темах: трагедии народа и трагедии совести царя Бориса. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею: это моя задача. Я пытался разрешить ее в опере", - таким комментарием Мусоргский сопроводил клавир своего сочинения при издании в 1874 году.
Над постановкой 1948 года работали выдающиеся мастера Большого театра: дирижер Николай Голованов, режиссер Леонид Баратов, художник Федор Федоровский, хореограф Леонид Лавровский. "Это музейная редкость, но она стоит того, чтобы ее сохранять. "Борис" - квинтэссенция русской оперы", - писали в Guardian в 2006 году, когда Большой театр возил спектакль на гастроли в Лондон.
В нынешнем возобновлении оперы в редакции и инструментовке Римского-Корсакова (сцена "У собора Василия Блаженного" в инструментовке Ипполитова-Иванова) принимали участие музыкальный руководитель и главный дирижеры Большого театра Василий Синайский и Павел Сорокин, режиссер Игорь Ушаков, художники Алена Пикалова и Елена Зайцева, балетмейстер Екатерина Миронова. Главную партию царя Бориса исполняет бас Большого театра Михаил Казаков.
"Я давно пою эту партию, впервые на сцене Большого в этой же постановке я исполнил Бориса в 26 лет, - рассказал РИА Новости Казаков. - Интересно, что я закрывал историческую сцену "Борисом" перед реконструкцией, а теперь судьба подарила мне счастливый случай - им же открывать эту сцену после большого перерыва. Я рад, что возобновляются постановки "золотого фонда". И желаю этому легендарному спектаклю обрести былую мощь и величие".
Партию царя Бориса, по мнению Казакова, невозможно просто петь, необходимо проникнуть как можно лучше в образ своего героя.
"Если нет нутра, если не вывернешься до самых глубин своей души, ничего не получится, - считает Казаков. - Для меня Борис - это прежде всего человек со своими мыслями, эмоциями, душевными переживаниями. А главная тема - человек и его совесть".
За дирижерский пульт в день премьеры встанет Павел Сорокин. "Мне в этой работе помогло то, что давно еще с детства я слушал эту великую оперу, - сказал РИА Новости Сорокин. - Главная тема этого произведения - тема России. Что касается редакции Римского-Корсакова, выдающегося композитора и инструменталиста, то главное, к чему он стремился, - донести до всех, что Мусоргский гений. Никаких проблем с оркестром, который помнит эту партитуру, и с певцами, партии для которых идеально выверены, не было. Возвращение "Бориса Годунова" - истинно русской оперы, эталона "большого стиля" на основную сцену - это знаковое событие".
Большой театр после шестилетней реконструкции возвращает на главную сцену все классические постановки, а новую оставит для экспериментов и молодых режиссеров. До конца сезона будут перенесены "Щелкунчик", "Огненный ангел", "Лебединое озеро".