Менеджер российского пилота "Формулы-1" Виталия Петрова Оксана Косаченко в интервью корреспонденту агентства спортивных новостей "Р-Спорт" Александре Владимировой рассказала о факторах, от которых зависит будущее россиянина в "Больших призах", объяснила, что может повлиять на ход переговоров с "Лотус-Рено", и назвала срок, до которого будет принято окончательное решение.
- В Бразилии завершился второй для Виталия Петрова сезон в "Формуле-1". Какую оценку вы бы дали выступлению гонщика?
- В любом случае, надо начать с позитивного. Виталию удалось финишировать в десятке на второй год выступления. Это высокий результат. Можно, наверное, сейчас прогнозировать, оценивать, взвешивать и думать о том, где бы он был, если бы... Но мы живем не в сослагательном наклонении. Мы лишились быстрого партнера по команде (Роберта Кубицы), который был для нас точкой ориентира. Во время тестов пришлось принимать роль лидера. С приходом Ника (Хайдфельда) появилась какая-то надежда, что вот сейчас нам расскажут, как и что делать. Но, к сожалению, что-то не сложилось у Ника, поэтому мы опять фактически остались в одиночке с инженерами. Это всегда не очень хорошо не только для пилота, но и для всей команды. Когда ты имеешь сильного, быстрого гонщика с опытом, что очень важно, то это быстрее помогает развивать и достраивать автомобиль. У Виталия же опыта устройства и развития автомобиля не было. Думаю, это первый урок, который он извлек по итогам года. Он как минимум получил знания о том, как работать с машиной. Если говорить в целом о результатах, то надо признать, что год получился очень неровным. Мы начали с подиума, а закончили тем, что в конце сезоне не могли даже в квалификации попасть в десятку. Говорить о том, какая нехорошая команда и что-то она не доделала, я думаю, нельзя. Не стоит осуждать ни команду, ни пилота. Это общая недоработка. У команды машина не развивалась так интенсивно, как развивались автомобили других команд. Соответственно, мы не могли больше показывать те результаты, которые были в начале сезона. Какой урок из этого следует? Надо постоянно работать. Как пилоту, так и команде.
- Когда "Лотус-Рено" прекратила сотрудничество с Ником Хайдфельдом, то роль лидера была возложена полностью на плечи Виталия. Как вы считаете, справился ли он с ней?
- Честно говоря, я немного большего ожидала от Бруно (Сенны), ожидала, что он будет задавать тон. Но оказалось, что никакой особой разницы между пилотами нет. Поэтому, наверное, можно сказать, что Виталий справился с ролью лидера. Но с другой стороны, у него есть такая особенность: чем быстрее едет партнер, тем быстрее едет он сам. Бруно не стал ориентиром, к которому хочется тянуться, а жаль. Я думаю, если бы у нас был быстрый напарник, то результаты бы пришли быстрее. И мы были бы выше в чемпионате.
- Таким быстрым напарником мог бы стать Роберт Кубица, если бы не авария, в которую пилот попал в начале года. Вы считаете возможным возвращение поляка в "Лотус-Рено" в следующем сезоне?
- Насколько я знаю, у Роберта нет контракта на следующий год. Он был подписан на 2010-й и 2011-й, поэтому мне трудно сказать о том, что команда думает на эту тему.
- Во вторник было объявлено о подписании контракта "Лотус-Рено" с Кими Райкконеном, хотя до этого упорно распространялись слухи о его переговорах с "Уильямсом". Для вас подписание этого контракта стало неожиданным?
- Видимо, перепутали названия команд (улыбается). На самом деле, я не могу сказать о том, что это стало полнейшей неожиданностью. Мы знали о том, что ведутся переговоры. Я думаю, что это хорошее решение для команды. Это не просто опытный пилот, но и пилот с чемпионским титулом.
- Если Виталий все-таки останется в команде, то Кими, возможно, и станет тем необходимым ориентиром, за которым хотелось бы тянуться?
- Я думаю, вы очень верно начали вопрос: может быть, если Виталий останется в команде...
- Когда будет известно о будущем Виталия?
- Сегодня вечером я улетаю в Великобританию, и завтра у меня состоятся переговоры с владельцами команды. После того решения, которое сегодня было объявлено, мне дали короткий срок - буквально 10 дней. До 10 декабря мы должны решить вопрос, остается Виталий или нет. А для этого надо завершить начатые переговоры. Мы очень долго это муссировали, где-то с середины сезона. Теперь, к сожалению, в короткий срок надо будет обо всем договариваться. Ну, или не договариваться.
- Почему сроки переговоров настолько сжаты?
- Я думаю, что команде надо очень быстро принять решение, надо куда-то двигаться, работать над развитием машины. Кроме того, грядут рождественские каникулы. Я думаю, что команда просто хочет уйти на каникулы с четким пониманием того, кто будет ее пилотами и на кого надо будет ориентироваться.
- Связано ли подписание контракта с финансовой стороной вопроса?
- Нет. Финансовая составляющая - это составляющая номер два. Прежде всего, речь идет о спортивном контракте. Мы будем обсуждать другие вещи, которые должны не очень интересовать прессу и болельщиков. Для того чтобы найти точки соприкосновения, нам надо выслушать все стороны: и технического директора, и гоночного инженера, и руководителя команды, в том числе и самого Виталия Петрова. После этого мы и примем решение. Завтра как раз состоится несколько личных встреч, прежде всего с техническим персоналом и с Виталием. А потом уже мы сядем с владельцами команды втроем и будем обсуждать. Как только мы примем решение, договорились мы или нет, встает вторая часть вопроса, который бы нам тоже хотелось завершить в декабре, - это как раз понимание финансовой составляющей, будут ли заинтересованы спонсоры в продолжении сотрудничества с Виталием, интересует ли их конкретно эта команда. Безусловно, и в отношении бизнес-составляющей надо выработать грамотную стратегию. Думаю, что декабрь для меня будет очень напряженным.
- Насколько те спонсоры, которые поддерживали Виталия в этом и в прошлом году, заинтересованы в продолжении сотрудничества?
- Все будет зависеть от того, за какую команду будет выступать Виталий.
- Кроме "Лотус-Рено", как вы говорили, есть несколько запасных вариантов. Сколько именно?
- Их два.
- А сам Виталий хочет остаться в "Лотус-Рено"?
- Наверное, логичнее будет спросить об этом Виталия, но в то же время, это точно не тот вопрос, который будет зависеть от того, хочет он или нет. Лучше поставить вопрос так: договорится ли менеджмент с владельцами команды. Если мы договоримся, тогда Виталию придется принять это как данность. Безусловно, я думаю, что надо выслушать мнение Виталия по поводу сезона, для того чтобы понять, что его не устраивало. Но это будет уже вторая тема нашей дискуссии. Прежде всего, надо будет выслушать те условия, которые перед нами поставит команда.
- Часть того, что не устраивает Виталия, можно было услышать в интервью одному из российских телеканалов после Гран-при Абу-Даби. Руководитель команды Эрик Булье недавно заявил, что "Лотус-Рено" считает конфликт исчерпанным. Действительно ли все сглажено? И не скажется ли инцидент на решении руководства о продлении контракта?
- Ложечки вернули, а осадочек-то остался. Любые действия подразумевают последствия. Даже если мы мило друг другу улыбаемся и говорим о том, что обо всем забыли, на самом деле, все прекрасно все помнят и прекрасно понимают, на что способен пилот. Если пилот способен выдать какую-то лишнюю информацию СМИ, значит, наверное, эту часть надо усилить, каким-то образом работать над этим и выяснить, что лучше обсудить внутри команды. Вопрос-то именно в том и стоял, почему вместо того, чтобы обсудить с командой, все было вынесено на суд общественности. Сложно сейчас говорить, будет это влиять или нет. Слишком много других вещей. Это одна из огромного списка проблем, которые перед нами сейчас стоят. Не думаю, что кто-то на этом будет акцентировать свое внимание.
- Одним из претендентов на оставшееся место в команде считается Ромэн Грожан. То, что компанией, которая занимается делами француза, руководит Булье, как-то скажется на ходе переговоров?
- Наличие дополнительного административного рычага всегда, так или иначе, влияет на принятие решения. Но, прежде всего, я веду переговоры не с Эриком Булье, а с владельцами команды. Я не думаю, что у них будет какое-то предвзятое отношение.