Елена Косова
29 ноября в 41-м в один день с Зоей Космодемьянской немцы казнили и разведчицу-диверсантку Веру Волошину. Ее повесили прямо на придорожной иве. Долгие годы о судьбе этой девушки ничего не было известно, она считалась пропавшей без вести.
"Наша партизанка"
В конце октября в 41-м немцы оккупировали подмосковную деревню Головково. В начале ноября они выгнали из деревни всех жителей. В Головково, в котором в ту пору было домов 60, оставались лишь молодая женщина, она вот-вот должна была родить, и ее мать.
"Алищенко ее фамилия была, эта бабка нам всем потом и рассказала, что видела. Она в сельпо в соседнюю деревню шла, смотрит грузовик у дороги стоит, немцы возле него с автоматами, - вспоминает жительница деревни Головково Мария Кубракова. - Бабка спряталась за деревьями и дальше глядит. Девушка из кузова встала. Одна рука у нее болталась, перебитая, видно, была, на шею ей веревку накинули, а второй конец за дерево перекинули. Грузовик отъехал, и повисла родимая".
Наши войска освободили Головково в феврале. Жители, которых немцы догнали до города Боровска Калужской области и разместили там в одной из церквей, стали возвращаться по своим домам.
А весной в одной из придорожных ям деревенский подросток случайно наткнулся на тело девушки.
Яма была присыпана негашеной известью, в ней же находились и все совхозные документы. Немцы, когда отступали, скинули их туда. Мальчика мать отправила набрать извести для побелки, и он копнул чуть глубже...
"Он прибежал домой и говорит, мол, там человек лежит. Ну, деревня, сразу весть разнеслась, мы собрались и смотреть пошли, - рассказывает Мария Кубракова. - Документов при ней не было, но смотрим, что не наша она, не колхозница и не рабочий человек, а тут и бабка Алищенко эту историю, про то, как немцы девушку на иве повесили, нам и поведала".
Марии Кузьминичне Кубраковой сейчас 87 лет, в 42-м было неполных семнадцать. Она работала на тракторе и в своей трудовой бригаде была комсоргом.
Мария Кузьминична и организовывала похороны казненной немцами девушки, которую жители Головково стали называть "наша партизанка".
Мария Кубракова вспоминает: "Мы похоронили ее на берегу Тарусы. Военных нам прислали из Наро-Фоминска, они залп давали. Мы плакали, помню, да и когда в почетном карауле стояли, тоже плакали. Мы же с "нашей партизанкой" сутки прощались - гроб посреди деревни стоял".
В безымянной могиле на берегу речки жители Головково в мае 42-го захоронили партизанку Веру Волошину. Правда, пройдет еще много лет, прежде, чем они узнают ее имя.
Никто из разведчиков-диверсантов не знал, как погибла Вера
В ночь на 22 ноября в 41-м в тыл немецких войск, сосредоточенных в районе Наро-Фоминска, на задание уходили разведчики-диверсанты войсковой части особого назначения 9903 разведотдела штаба Западного фронта. Всего 20 человек. Среди них находились Зоя Космодемьянская и Вера Волошина.
Девушки познакомились во время обучения в спецшколе в подмосковных Жаворонках.
Здесь на базе ВЧ 9903 готовили будущих разведчиков-диверсантов. Начальником этой части был уполномоченный Генштаба по организации активной разведки на Западном фронте Артур Спрогис.
Перед зачислением для прохождения обучения тогда еще майор Спрогис (Артур Карлович умер в 1980-м году в звании полковника) лично общался с каждым из комсомольцев-добровольцев. Вчерашним школьникам он объяснял всю ответственность принятого ими решения.
Артур Спрогис до смерти хранил записную книжку с именами разведчиков, которых он готовил и посылал в тыл врага - всего около 350 человек.
Зачисленным в войсковую часть особого назначения, запрещалось рассказывать о своей службе в ней, кому бы то ни было, включая самых близких родных.
Подъем в школе был в 6 утра, через час уже приступали к занятиям. Учились стрелять, метать гранаты, минировать дороги, рвать телеграфную и телефонную связь, прыгать с парашютом и многому другому, что должен уметь делать разведчик в тылу врага.
Вот только обучение было слишком коротким - немцы наступали все активнее.
И вскоре из учащихся диверсионно-разведывательной школы стали комплектоваться группы для переброски в тыл врага.
Вера Волошину и Зою Космодемьянскую в ночь на 22 ноября забросили в Наро-Фоминский район.
"Но вскоре отряд попал под обстрел и распался на три группы, - рассказывает научный сотрудник Наро-Фоминского историко-краеведческого музея Инна Чехович. - Вера Волошина взяла на себя командование одной из групп, в которой было семеро партизан. Они двинулись в сторону деревни Якшино, а Зоя Космодемьянская, как известно, ушла в составе другой группы в сторону Петрищево".
Под руководством Веры группа совершила несколько диверсий, однако очень скоро у разведчиков закончились боеприпасы и продукты питания. Было принято решение возвращаться назад на базу воинской части.
"Вера была дозороной, остальные шли за ней следом - на расстоянии. Когда Волошина вышла из леса на дорогу, то те, кто были еще в лесу, услышали стрельбу, - говорит Инна Чехович. - Некоторое время они из леса не выходили. Позже на разведку к дороге отправили Наташу Самойлович, но там, кроме следов от крови и мотоцикла, девушка ничего больше не увидела".
А в это время тяжелораненую Веру Волошину немцы уже подвозили к Головково. В здании бывшей школы, где находился немецкий штаб, ее допрашивали и пытали всю ночь. А утром 29 ноября повесили прямо на придорожной иве.
В этот же день в десяти километрах от Головково в центре деревни Петрищево публично была казнена Зоя Космодемьянская.
16 февраля 42-го года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами, Зое Космодемьянской посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Восемнадцатилетняя Зоя была удостоена этого звания первой среди женщин - участниц Великой Отечественной войны.
А о судьбе Веры Волошиной долгие годы никто ничего не знал. Ведь ее товарищи не видели, как она погибла, могли только предполагать. Да и тело девушки в ноябре в 41-го у лесной дороги никто не нашел.
15 лет она считалась пропавшей без вести. О гибели молодой партизанки, Вере было 22 года, стало известно во многом благодаря журналисту и писателю, автору нескольких книг о Вере Волошиной Георгию Фролову.
Он много лет вел поисковую работу, "шел по следам Веры": выезжал и опрашивал жителей Головково, Крюково, Якшино, скрупулезно записывал их рассказы.
Свое свадебное платье Вера надела в тот день, когда началась война
Все эти 15 лет в Кемерове, в родном городе Веры, в пустом доме ждала возвращения дочери ее мама Клавдия Лукьяновна. После войны она осталась совсем одна - без мужа и дочери. Отчим Веры ушел из семьи.
Узнав о том, как и где, погибла Вера, бывшая учительница Клавдия Лукьяновна часто приезжала в Головково и подолгу жила в нем.
Она привезла из Кемерова в деревню личные вещи Веры. Позже они стали предметами экспозиции Наро-Фоминского историко-краеведческого музея.
Среди них и белое шелковое платье, в котором Вера собиралась выйти замуж за своего школьного друга Юрия Двужильного. Она надела его один раз - во время примерки - и в тот же день узнала, что началась война...
"Девушка с веслом", или Комсомолка, спортсменка, красавица
Вера, когда началась война, училась в Московском институте советской кооперативной торговли. А Юрий Двужильный в Ленинграде в институте Гражданского воздушного флота. Вообще-то, в Москву Вера приехала для того, чтобы поступить в Центральный, ордена Ленина, институт физкультуры. И поступила - с первого захода.
Вера с детства занималась и гимнастикой, и легкой атлетикой, играла в волейбол. А еще прыгала с парашютом, училась пилотировать аэропланом. Она грезила спортом, но однажды простудилась и очень долго болела. Болезнь дала осложнение на ноги, и Вере пришлось забыть о спортивной карьере. Вера была разносторонней девушкой, она писала стихи, рисовала, интересовалась живописью и скульптурой.
Именно она и послужила основной моделью для "Девушки с веслом" скульптору Ивану Шадру.
"Иван Шадр заметил семнадцатилетнюю Веру Волошину на тренировке в бассейне Института физкультуры. Он в 1935 году получил госзаказ на создание серии скульптур для Парка Горького, - рассказывает скульптор, сын маршала В. Чуйкова Александр Чуйков. - Вот для первого варианта "Девушки с веслом" Вера и позировала Шадру. Известно, что скульптуру сочли излишне сексуальной и попросили автора ее переделать, поэтому была еще и вторая модель Зоя Бедринская, но основной моделью все же принято считать Веру Волошину".
В ноябре в 41-м в "Девушку с веслом", установленную в Парке Горького за пять лет до начала войны, попала авиабомба. Вера Волошина, для которой ноябрь 41-го тоже стал последним месяцем жизни, конечно, ничего об этом не могла знать.
Память улиц
Не знал о смерти своей возлюбленной и Юрий Двужильный.
В последний раз они встречались с Верой накануне войны, договорились, что через год в июне 42-го поженятся...
Но Веру казнили еще в 41-м, а Юрий попал под пулеметный огонь и погиб на берегу Днепра в 44-м. В критический момент боя за деревню Хорошки он поднял свой батальон в атаку.
Посмертно капитану Двужильному присвоили звание Героя Советского Союза. Веру Волошину удостоили звания Героя России в 1994 году.
В городе Кемерово есть две пересекающиеся улицы, одна из них носит имя Веры Волошиной, а вторая - Юрия Двужильного.