МОСКВА, 29 ноя - РИА.Туризм. Без малого в три раза увеличить въездной турпоток - с приблизительно 830 тысяч в текущем году до 2,4 миллиона в 2016-м - планируют власти Калужской области, на минувшей неделе принявшей первый в регионе туристический форум.
Мероприятие Kaluga Discovery стало масштабным событием в отрасли, объединив на одной площадке представителей федеральных и региональных властей, экспертов туриндустрии и участников рынка.
Туризм наряду с развитием автомобильного и фармацевтического кластеров является одной из ключевых точек приложения усилий местного руководства. Выступивший на форуме заместитель губернатора Николай Любимов заметил, что в настоящее время область - один из передовых регионов по развитию туризма в России. Уже достигнутые и будущие успехи он связывает с реализацией программы "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011-2016 годы", которая включает поддержку туризма различной направленности, в том числе культурно-познавательного, аграрного, экологического, событийного, социального, а также реализацию механизмов частно-государственного партнерства с учетом инвестиций региональных властей в подведение коммуникаций к туристическим объектам. Согласно программе общий объем инвестиций в туристическую индустрию в области возрастет с 320 миллионов рублей в текущем году до 1,59 миллиарда - в 2016-м.
"Россия находится в точке пересечения платежеспособного спроса как со стороны Европы, так и со стороны Восточной Азии, - заметил в своем выступлении глава комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько. - Но пока выгодное географическое положение России недостаточно используется в туристических целях".
Так, по данным Ростуризма, въездной турпоток в 2010 году составил лишь немногим более 4 миллионов человек. Как заметил возглавляющий это ведомство Александр Радьков, объем внутреннего турпотока в России превышает 30 миллионов человек в год, а темп его прироста в первом полугодии 2011 года составил порядка 10%. Однако за тот же период число туристов, выезжающих за границу, выросло на 20%. По его мнению, факторами, сдерживающими развитие внутреннего туризма, являются низкий уровень сервиса и малая транспортная доступность объектов - только на транспортные расходы в структуре стоимости турпродуктов приходится до 70%.
С этим тезисом согласен и Шпилько, полагающий, что прежде всего необходимо повышать российские стандарты сервиса до международных, тогда увеличится и въездной турпоток. При этом он заметил, что традиционных видов отдыха уже мало для удержания клиентов, требуется развитие таких новых направлений, как событийный, этнографический и агротуризм. Кроме того, по его словам, сейчас из сферы внимания выпадают целые категории потребителей, например, владельцы дачных участков. "Это тоже турпоток, который нуждается в сервисе, а мы не привыкли с ним работать", - пояснил руководитель столичного комитета.
По данным, которые привел в своем выступлении заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Калужской области Павел Коновалов, сейчас в регионе уже более 100 субъектов агротуризма и действует более 400 гостевых домов. Самые действенные способы помощи им, как показала практика, - субсидирование затрат на материально-техническую базу и продвижение продукта, в том числе участие в выставках. В 2011 году на эти цели из регионального бюджета было выделено около 10 миллионов рублей.
Однако главной проблемой остается отсутствие классификации и стандартов качества для субъектов агротуризма. Этот пробел пока не позволяет ни адекватно контролировать качество услуг, ни сертифицировать гостевые дома с присвоением им категорий, подобно тому, как это делается в отношении гостиниц.
Впрочем, даже при удачном развитии событий остается неприглядная транспортная составляющая - те самые проблемы с дорогами и привычная удаленность. Турпотоки в России, как признавали участник дискуссии, идут преимущественно в Москву и Санкт-Петербург либо из них. Правда, как заметила главный редактор альманаха "Путешествие по России" Юлия Сигорская, иначе обстоит дело в Сибири, где удаленность от основных туристических центров стимулирует развитие межрегионального туризма - здесь он развит гораздо сильнее, чем в европейской части страны.
На этом этапе уже в полный рост встает вопрос уровня гостеприимства. Чтобы местные жители видели в туристах желанных гостей, а не чужаков, достойных лишь того, чтобы им прокалывали шины и разбивали стекла в машинах, полагает Сигорская, нужно менять менталитет, одним образованием многого не добьешься, тем паче что по-настоящему опытных специалистов в индустрии не так много - уровень зарплат невысок, а сама профессия зачастую воспринимается как временная, поэтому стимула к повышению уровня квалификации у сотрудников нет. Между тем именно переподготовка и повышение квалификации являются ключевыми для специалистов "контактных профессий", полагает Юрий Лагусев, проректор Российской международной академии туризма.
Его поддержал руководитель направления продаж калужского отделения HeadHunter Евгений Курбацкий, заметивший, что спрос на квалифицированных специалистов в туризме сейчас очень высок. "Динамика рынка труда в сфере "Туризм/Гостиницы/Рестораны" - одна из наиболее устойчивых к кризису, - пояснил он. - В настоящее время спрос на рынке превышает докризисный уровень на 27% по России, на 175% по Москве и в четыре раза - в Санкт-Петербурге".
Судя по всему, организаторам и сотрудникам другого необычного проекта - культурно-образовательного туристического центра "ЭтноМир" - удалось одолеть все эти напасти. Проект, реализация которого началась в 2006 году, уже в 2010-м вышел в ноль, а по итогам текущего году уже может оказаться в плюсе. Общая стоимость проекта, по оценке его основателя и руководителя Руслана Байрамова, после его завершения составит 500 миллионов долларов. А к 2020 году центр намерен ежегодно принимать 3 миллиона туристов и экскурсантов.
Среди прочих тем, которые обсуждали участники форума, были также регулирование ценовой политики в туристической отрасли, обеспечение безопасности туристов как важный фактор повышения привлекательности объектов, вопросы рекламы и продвижения туристических продуктов, формирование региональных брендов и другие темы.