Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Вашингтоне на этой неделе госсекретарю Хилари Клинтон представится новый посол Пакистана в США Шерри Рахман. За любой досрочной сменой главы диппредставительства, да еще в столице главного союзника и донора, всегда стоят очень серьезные политические или дипломатические мотивы. У Исламабада – более чем веские. Отношения между главным ведущим афганской войны и главной страной-плацдармом для ее обеспечения испортились дальше некуда.
Виноваты обе стороны. Белый дом – тем, что требует от мусульманского союзника по сути невозможного: пренебречь своими исламскими генами и помогать в уничтожении единоверцев, в данном случае "Талибана" или его отделений и филиалов, в Афганистане и на пакистанских землях. Заметьте, боевиков того самого движения, которое создавалось и вооружалось на деньги ЦРУ во время афганской войны СССР.
Пакистан виноват тем, что слишком уж часто закрывал глаза на аналогичные акции США и союзников. Как раз тот случай, когда прощают палец и в результате теряют руку. Ситуация предсказуемо дошла до точки кипения.
Предполагаемый удар НАТО по территории Пакистана усугубляет проблемы США. Читать на сайте InoСМИ>>
Последствия, увы, могут быть серьезными – и для Вашингтона, и тем более для Пакистана. И для стратегии НАТО в Афганистане, и для геополитической ситуации в регионе в целом.
Меморандум Хаккани
Для Исламабада новый посол в США – это итог двойного скандала в отношениях с партнером. Бывший посол Хуссейн Хаккани сам подал прошение об отставке еще 22 ноября, после того как в пакистанскую печать просочились сведения о якобы направленном Хаккани меморандуме председателю Объединенного комитета начальников штабов США, адмиралу Майклу Маллену.
В нем он просил о содействии в борьбе с заговорщицкими планами высшего генералитета Пакистана. "Заговор генералов" якобы созрел на волне унижения и негодования, испытанного военными после уничтожения в сентябре спецсилами США на территории Пакистана Усамы бен Ладена.
Самое любопытное в том, что офис самого Маллена существования меморандума подобного содержания вовсе не отрицает. Он лишь говорит, что письмо было без подписи, и посему его не восприняли всерьез. Но, тем не менее, эту "несерьезность" слили в печать.
На скандал с меморандумом наложился кровавый инцидент в ночь на 26-е ноября у пакистанской деревни Салала в племенной области Моманд на северо-западе страны. Здесь авиация НАТО расстреляла пакистанский блокпост. Погибло как минимум 24 человека.
За 10 лет афганской войны похожие инциденты случались и раньше: вся западная граница Афганистана – это пористая субстанция. Бойцы движения "Талибан" без труда проходят через нее, наносят удары и растворяются в дружественной зоне племен. Здесь с одинаковой неприязнью относятся и к центральному "прозападному" правительству в Исламабаде (оно фактически не контролирует обширные племенные территории) и к Америке, НАТО и остальным неверным.
Авиаудар по Пакистану: последствия. Читать на сайте InoСМИ>>
Последний подобного рода случай произошел в сентябре 2010-го, когда натовские вертолеты обстреляли блокпост в племенной области Оракзай. Тогда погибли два пакистанских солдата. Исламабад на две недели закрыл пограничный пропускной пункт Торхам. Результаты были плачевными. На границе и в приграничных районах скопились сотни бензовозов и грузовиков. Боевики-талибы не упустили возможности и уничтожили более 150 машин с натовскими грузами.
Но жертв таких масштабов, как сейчас, не было еще никогда за все 10 лет войны. Исламабад уже объявил о закрытии обеих пограничных ворот: северного маршрута Торхам и южного – Чаман.
Российский вариант компенсации "пакистанского коридора"
Перекрыть две основных магистрали тылового обеспечения сил НАТО – это единственное, чем может ответить Исламабад на действия США. Других рычагов нет. Все пакистанские газеты и партии, не говоря о населении, это только приветствуют.
Чего же можно было ждать, когда союзники легко оскорбляют суверенитет независимой страны? Печать намекает на то, как больно Пакистан наступил на ногу Вашингтону, "перекрыв кислород", и пишет, что через Пакистан для НАТО поставляется 70% всего необходимого.
Не совсем так. Эти проценты соответствовали реальному объему перевозок лет пять назад. Тогда через Пакистан действительно шло 70-80% всего продовольствия и небоевого снаряжения.
Но с тех пор количество нападений на конвои в зоне племен возросло настолько, что США переориентировали потоки на север – через республики Центральной Азии и Россию. Через них в Афганистан идет около 60% невоенных грузов.
На долю Пакистана, по натовским источникам, сейчас приходится около 40% грузоперевозок. Тоже не мало. Но уже не столько, чтобы считать себя монополистом тылового снабжения. В руках у Пакистана остался не такой уж и мощный рычаг воздействия на Вашингтон. Сейчас намекают, что и такую блокаду можно компенсировать по "российскому коридору"... Не факт.
С российским вариантом как раз сейчас и могут возникнуть большие трудности. Навряд ли после недавнего жесткого заявления российского президента Дмитрия Медведева по американской системе ПРО в Европе Москва вот так вот запросто поможет тыловому снабжению афганского контингента США. Тут у Кремля появляется хороший шанс поторговаться. Глупо было бы его упускать.
Поставки через некоторое время, вне всякого сомнения, восстановят, а США компенсируют Пакистану его потери. Не может долго не пропускать через свою территорию военные грузы в Афганистан страна, которая ежегодно получает от Вашингтона около $3 млрд в виде военной и экономической помощи (на 2011 год было ассигновано как раз почти ровно 3 млрд, но сейчас администрация намерена сократить военную помощь на 800 млн в год в связи с бюджетным кризисом в США. Терять такие дотации стране, которая находится в состоянии экономического кризиса, энергодефицита – полнейшее безумие.
По иранскому пути?
Возмущенная реакция пакистанских властей – это больше сигнал растущей внутренней исламской оппозиции и антиамериканским настроениям в стране. Эти настроения охватывают и армию с ее генералитетом.
Условия для этого вполне объективные. Правящая элита Пакистана почти на 100% состоит из выходцев из богатых семей, получивших блестящее образование на Западе – либо в Британии (новый посол Исламабада как раз из этого числа), либо в США.
Эта прозападная светская элитарность – вполне удобренная почва для отторжения режима президента Асифа Али Зардари от масс беднеющего и малообразованного населения и роста антиправительственных настроений. Радикальные исламские партии очень умело пользуются настроениями правоверных.
Кстати сказать, нового посла Шерри Рахман (ее настоящее имя Шарбано Рахман, "Шерри" она приобрела во время учебы в одном из британских университетов) отправили в США, чтобы, в том числе, спасти от исламских радикалов. Она – близкая подруга убитой в 2007 году Беназир Бхутто, а действующий президент Зардари – вдовец Бхутто.
Радикалы Пакистана угрожали уничтожить Рахман за ее попытки отменить до сих пор действующий в стране закон о богохульстве, который в принципе карает смертной казнью любые оскорбления пророка Мохаммеда. Последние три года Рахман мало появлялась в публичных местах. Такая вот иллюстрация к царящим в стране настроениям.
Пакистан уже пригрозил, что если не получит соответствующих извинений и компенсаций, то откажется от участия намеченной на 5 декабря очередной конференции по будущему Афганистана в Бонне. Без Исламабада конференция теряет смысл.
"Принуждение" к альянсу с Западом в афганской войне США еще может, на фоне последнего поворота событий, привести к катастрофическим последствиям. Пакистану внешние травмы, подобные последней, грозят такими серьезными внутренними гематомами, которые могут трансформировать весь его политический организм.
И если США и дальше будут толкать его к забвению собственных национальных интересов и исламской аутентичности, то эта трансформация будет скорее идти в сторону еще одного Ирана, а не еще одной, скажем, Малайзии. Или Индонезии, где умеренный ислам сочетается с высоким уровнем промышленного развития.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции