Эту заметку я собирался написать сразу после пресс-конференции, которая прошла на прошлой неделе в столичном дворце спорта "Мегаспорт". На ней генеральный директор Федерации фигурного катания на коньках России Валентин Писеев в очередной раз напомнил о том, что Аделина Сотникова – это надежда страны на Олимпийских играх 2014 года в Сочи. Выразил надежду, что 15-летняя чемпионка мира среди юниоров не подведет – ни через два с половиной года, ни на московском этапе Гран-при. И заявил: именно поэтому в плане работы на перспективу Сотникова, а не кто-то из более именитых россиян, выбрана символом турнира – с фотографией на плакате, обложке буклета и всем остальном, что при этом полагается.
Про то, что Сотникова – "наше все", любители фигурного катания слышат от руководителей Федерации уже года три. Безусловно, не просто так – Аделина еще будучи не то что юниоркой, а просто маленькой девочкой, успела выиграть два чемпионата России среди взрослых. В нынешнем сезоне она наконец-то преодолела возрастную планку, после которой ей стало можно выступать в серии Гран-при (на взрослых чемпионатах Европы и мира пока нельзя). Но долгожданный дебют для Сотниковой сложился очень непросто. Как, впрочем, и весь начальный этап сезона. На открытых контрольных прокатах в начале сентября она не показывалась, выйдя на лед только на аналогичном мероприятии через месяц. Поехала на этап Кубка России в Йошкар-Олу в двадцатых числах октября, выиграла там у всех, конечно, в одну калитку, но не с самыми чистыми прокатами – в основном, благодаря щедрым "восьмеркам" в артистической оценке. На первом своем этапе Гран-при в Китае заняла третье место, но также ошибаясь и падая. И сильно волнуясь – нервное напряжение, с которым боролась Сотникова в Шанхае, было заметно даже по телевизору.
К гадалке не надо было ходить, чтобы понять: в Москве Аделине будет еще тяжелее. Речь не только об осознании того, что на тебя смотрят вживую все родственники и знакомые, это приходится испытывать всем российским участникам турнира, как и обычное предстартовое волнение. Дело в этих самых надеждах, которые на тебя возлагают, авансах, которые надо оправдывать прямо здесь и сейчас. Каково это для 15-летнего человечка – еще до начала соревнований слышать слова "символ турнира", "не подведи", видеть смотрящие на тебя в упор телекамеры и направленные микрофоны, слышать вопросы, многие из которых, прямо сказать, тактичностью и продуманностью формулировок не отличаются?
Вопросов о том, волнуется Сотникова или нет, на той пресс-конференции ей никто не задавал. Потому что всем и так было понятно – в ее ситуации заволновался бы любой. Но Аделина, хоть ее никто об этом и не спрашивал, несколько раз по собственной инициативе повторила: я ни чуточки не нервничаю. В Китае, мол, да, было дело. А здесь – нет. Выйду на лед спокойной и расслабленной. И вот в этот момент и стало ясно – давит вся эта обстановка на Аделину непосильным грузом, ох как давит. И ее обещание кататься без волнения выглядело отчаянной попыткой отбросить лишние мысли, выскользнуть из-под тяжеленного пресса ответственности. Тогда-то и захотелось прокричать на все информационное пространство – ну давайте не будем напоминать Сотниковой про Сочи при каждом удобном и неудобном случае! Ей сейчас и так приходится бороться с переходным возрастом и с новыми каскадами, а мы вдобавок раздуваем вокруг нее непомерный ажиотаж, который чистым прокатам никак способствовать не будет…
Не стал я в тот момент писать заметку на эту тему. Ужасно не хотелось напророчить. Но действительность превзошла, увы, пессимистичные ожидания. Сотникова каталась в Москве очень тяжело. В короткой программе она упала с лутца, в произвольной – с флипа, были и другие помарки. Аделина выглядела скованной. Эмоции, которыми она обычно щедро одаривает зрителей, на этот раз спрятались глубоко внутри нее. По-честному, это, конечно, было не выступление на бронзовую медаль Гран-при. Помогло то, что соперницы катались еще хуже – а к той фигуристке, которая каталась лучше, я имею в виду Софью Бирюкову, судьи были не столь великодушны.
Самое же тяжелое впечатление оставили сцены из подтрибунного помещения, отведенного под так называемую "смешанную зону". В ней Сотникова дважды, после короткой и произвольной программ, надолго застревала в лапах телевизионщиков, которые мало того, что вытаскивали из нее всю душу – так заставляли еще делать постановочные вещи, так как снимали фильм. Пройти прямо в коньках по коридору раз пять туда-сюда. Посмотреть туда, посмотреть сюда, а вот прямо, наоборот, ни в коем случае не смотреть. Ну и интервью пишущей прессе тоже, разумеется, никто не отменял – с теми же заученными фразами про полное отсутствие волнения.
Никто из специалистов, с которыми я разговаривал на тему "Сотникова – Сочи", не стал возражать: раздувать до таких масштабов эту тему сейчас – просто безобразие, тем более что еще совершенно непонятно, как Аделина пройдет период возрастных изменений в организме. Заметно, что она уже начала расти, а ее фигура – постепенно преображаться. Можно вспомнить немало юных талантливых фигуристок, которых переходный возраст лишил будущего в спорте. Точнее, лучше не вспоминать, чтобы лишний раз не расстраиваться.
А вот несколько фамилий тех спортсменок, которые гнулись под тяжелой ношей ответственности, я, пожалуй, назову. Это, например, Каролина Костнер, которую в 18-летнем возрасте вся Италия вдруг стала считать главной претенденткой на победу в Олимпиаде-2006 в Турине. И в итоге вместе с тренировками (а иногда и вместо них) - интервью, фотосессии, телесъемки… А окончательно добил действительно талантливую итальянку в том году Национальный олимпийский комитет Италии, сделавший ее знаменосцем сборной страны на церемонии открытия Игр. Как результат – вместо первого, ну или хотя бы третьего места, на которое Костнер совершенно законно могла претендовать – девятое. Это, например, Мишель Кван, которую все так долго и настойчиво ставили на высшую ступень олимпийского пьедестала, что она, выиграв пять чемпионатов мира, так до олимпийского золота и не дотянулась. Это, наконец, Ирина Слуцкая, которая в том же 2006-м была вынуждена стартовать на Олимпиаде под аккомпанемент шумных разговоров "ну вот, нам отдали уже три золота – четвертое ни в жисть не отдадут". Да отдали бы и четвертое – если бы исполнение соответствовало. Но его не было.
---
Как умеет кататься Сотникова, когда действительно на нее ничего не давит, все желающие, которых было, увы, немного, имели возможность убедиться в воскресенье на показательных выступлениях участников московского этапа Гран-при. Когда я увидел, как Аделина выезжает на лед в том же самом костюме лебедя, в котором выступает в подобных представлениях уже два года, сначала было расстроился – ожидал увидеть ее новый номер под танго, который она показывала в Китае. Но потом мысленно сказал ей спасибо – потому что это было просто потрясающе. На льду была не фигуристка – на льду была настоящая балерина. Хотел добавить слово "маленькая" - но нет, ничего подобного. Маленькая балерина показывала бы заученные движения – а Аделина была естественной, она прожила эти три минуты на льду. По крайней мере, по овациям людей было видно – они в это поверили…
Мне некоторые специалисты в эти дни говорили: если Сотникову долбить сейчас "олимпийской кувалдой", это может закалить ее так, что потом она будет готова к любым испытаниям. Но тут же добавляли: а может и сломать. Наверное, зависит от того, с какой силой бить. Есть ощущение, что сейчас в этом плане идет явный перебор.
Андрей Симоненко