МОСКВА, 28 ноя - РИА Новости. Рейтинги российских партий, составленные социологами, в течение последней предвыборной недели существенно не изменятся - в парламент пройдут "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия", считают политологи.
Выборы депутатов Госдумы шестого созыва пройдут 4 декабря. С 29 ноября по 4 декабря включительно вступает в силу запрет на опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая интернет.
Рейтинги социологов
Согласно данным последнего опроса ВЦИОМ, "Единая Россия" наберет на выборах 53,7%, КПРФ - 16,7%, ЛДПР - 11,6%, "Справедливая Россия" - 10%. По прогнозу центра, единороссы по итогам выборов получат 262 мандата против нынешних 315, остальные три партии увеличат свое представительство в нижней палате. За "Яблоко" проголосуют 2,9%, "Правому делу" предпочтение отдадут 1,7%, а "Патриоты России" наберут 1,6%.
Прогноз ВЦИОМ сделан на основе опроса граждан (1,6 тысячи респондентов из 40 регионов и 138 населенных пунктов), который был проведен 19-20 ноября, а также мнений экспертов, социологов и политологов.
По последним данным "Левада-центра", семипроцентный барьер в Госдуму тоже преодолеют четыре парламентские партии. При этом единороссы теряют по сравнению с прошедшими выборами порядка 60 кресел.
Опрос проводился по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1,6 тысячи человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Четыре года назад ВЦИОМ прогнозировал, что, возможно, только одна политическая партия - "Единая Россия" - попадет в ГД. За единороссов, по данным исследования, готовы были проголосовать 55,6% респондентов. Близки к преодолению минимального семипроцентного барьера были КПРФ - 5,8%, "Справедливая Россия" - 4,9% и ЛДПР - 4,8%.
Расклад не изменится
По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Бориса Макаренко, радикальных изменений за неделю до выборов в рейтингах партий не произойдет.
"Пройдут четыре партии... Сомнений в том, что пройдет "Справедливая Россия", практически нет. По всем нормальным пересчетам, нынешний рейтинг "Единой России" даст ей под 55% голосов", - сказал он РИА Новости.
Глава Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов также считает, что прогнозы социологов в целом близки к ожиданиям экспертов. Согласно прогнозам фонда "Петербургская политика", у "Единой России" будет 57%, у КПРФ - 16%, у "Справедливой России" и ЛДПР - по 11%.
"Понятно, что будут разнонаправленные тенденции на последней неделе кампании. С одной стороны, попытка мобилизации "Единой Россией" такого традиционалистского избирателя, восприимчивого к антиамериканской риторике, к критике в адрес мигрантов, геев, может быть за счет апелляции к православной тематике. С другой стороны, понятно, что происходит определенная десакрализация власти, которую мы видим... Эта тенденция будет подтачивать показатели "Единой России", - полагает собеседник агентства.
По его словам, можно ожидать, что в Москве у единороссов показатели будут ближе к 55%, а в Санкт-Петербурге партия может не набрать и 50%.
В свою очередь политолог Леонид Поляков также отмечает объективность данной социологами картины предпочтений россиян.
"Обычно эти цифры с небольшим допуском подтверждаются на выборах, так что я полагаю, что это достаточно надежные ориентиры, которые не изменятся к выборам. "Единая Россия" получит за 50%, вторыми будут коммунисты, потом ЛДПР, и "Справедливая Россия" тоже проходит с запасом", - сказал он РИА Новости.
Пройдите флеш-игру "Я - избиратель" и узнайте, программа какой партии вам ближе всего >>
Пять из ста
По мнению Полякова, из непарламентских партий только у "Яблока" есть маленький шанс преодолеть 5-процентный "полупроходной" барьер. Он отметил, что после ухода Михаила Прохорова из "Правого дела" либерально настроенный избиратель отвернулся от партии и может примкнуть именно к "Яблоку".
"Но здесь все зависит от либерального электората, среди которого наблюдается раскол. "Яблоко" делает все, чтобы консолидировать либеральный электорат - это и выступления (основателя партии Григория) Явлинского, и реклама на телевидении... У них есть очень слабый шанс: примерно 5-10% из ста, что они дотянут до 5%", - отметил Поляков.
При этом Макаренко считает, что рейтинг "Правого дела" и "Патриотов России" будет колебаться вокруг 1%, а "Яблоко" получит не меньше 2%, хотя в крупных городах может набрать порядка 5% голосов. "Но в Думу они не пройдут", - сказал эксперт.
Креативный подход
Говоря о думской кампании, эксперты ранее отмечали, что она характеризуется креативностью: видеоролики партий стали адресными и гораздо более качественными. Наиболее удачными и "напористыми" политологи признают видеоагитацию ЛДПР и эсеров.
Так, политолог Дмитрий Орлов полагает, что у партий стало получаться адресно обращаться к своему избирателю. По его словам, находки есть в роликах и у "Единой России", и у КПРФ, и у ЛДПР, и у "Справедливой России".
"Я бы сказал, что очень вырос за прошедшие четыре года уровень креатива у КПРФ: от довольно традиционных, обращенных к консервативному электорату посланий по поводу ухудшения уровня жизни, падения производства и так далее - довольно, надо сказать, унылых, по формату - они перешли к такой дифференцированной политической рекламе, ориентированной на разные слои", - сказал он.
В свою очередь политологи Валерий Хомяков и Михаил Ремизов самыми "напористыми" назвали ролики ЛДПР.
"Они исповедуют такую наполеоновскую тактику предвыборной кампании, когда сосредотачивают психологический нажим в конкретном месте, в конкретное время", - сказал он.
По данным ВЦИОМ, наибольшее внимание телезрители уделили роликам ЕР и ЛДПР - их видели по 47% россиян. Видео КПРФ привлекло внимание 38% опрошенных, "Справедливой России" - 37%. Среди непарламентских партий лидером оказалось "Яблоко" (23%), ролики "Патриотов России" посмотрели 16% россиян, "Правого дела" - 14%.
Согласно опросу, агитационные ролики большинства партий получили больше положительных, чем отрицательных отзывов. Исключение составила лишь партия "Яблоко", о роликах которой зрители склонны отзываться скорее негативно (15%), нежели позитивно (8%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 19-20 ноября 2011 года. Опрошено 1,6 тысячи человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.