МОСКВА, 28 ноя - РИА Новости. Сезон 2011 года "Формулы-1", завершившийся в воскресенье этапом в Бразилии, прошел с полным преимуществом австрийской команды "Ред Булл" и немецкого гонщика "конюшни" Себастьяна Феттеля.
Сезон имени Феттеля
Главная интрига 62-го сезона "Королевских гонок" окончательно исчезла еще в середине чемпионата. Преимущество самого молодого в истории "Ф-1" чемпиона из "Ред Булл" было очевидно с первого этапа. И уже к Гран-при Японии отрыв Себастьяна Феттеля от ближайших преследователей стал настолько огромным, что у соперников не осталось даже теоретического шанса на завоевание титула. В 2011-м году немец одержал 11 побед, пять раз финишировал вторым, по одному разу занимал третью и четвертую позицию. Не увидел клетчатый флаг Феттель всего один раз - на Гран-при Абу-Даби.
Другой пилот "Ред Булл" Марк Уэббер в этом году был далеко не так удачлив, как его напарник по команде. И если в прошлом сезоне австралиец до последнего этапа боролся за чемпионство, то в этом году речь шла только о вице-чемпионстве. Но сделать это, одержав всего одну победу в сезоне, - и то лишь в последней гонке в Бразилии, Уэбберу не удалось. В личном зачете австралиец довольствовался третьей строчкой.
Вице-чемпионом сезона стал пилот "Макларен" Дженсон Баттон. Его партнер по британской "конюшне" Льюис Хэмилтон остался только пятым. Мог британец подняться и выше в таблице, если бы не три схода за сезон. Много позиций Хэмилтон также упустил из-за своего, по мнению многих, чересчур агрессивного стиля вождения. Хотя стоит признать, что британский гонщик, который зачастую слишком рьяно защищавшийся и атаковавший на трассе, заметно разнообразил сезон.
Сделало более ярким 2011-й год и решение руководства "Королевских гонок", постаравшегося увеличить количество обгонов в новом сезоне за счет введения KERS (система рекуперации кинетической энергии) и DRS (управляемый элемент заднего антикрыла). Также в 2011-м у "Формулы-1" появился новый официальный поставщик шин - "Пирелли", продукция которого весной навлекла на себя немало критических замечаний, которые со временем, правда, поутихли.
"Усиленная деградация шин - это особенность, которую требуют организаторы для усиления зрелищности. Эта особенность - находка для "Формулы-1", а не проблема", - подчеркнул руководитель компании Пол Хембри.
Семь гонщиков на подиуме
На двоих британские гонщики "Макларен" завоевали шесть побед, что позволило "конюшне" занять вторую после "Ред Булл" строчку в зачете Кубка конструкторов. Третье место у "Феррари". Хотя Фернандо Алонсо опередил Хэмилтона в личном первенстве, но вот второй пилот итальянской команды Фелипе Масса заметно отстал от группы лидеров. Бразильцу в этом году ни разу не удалось финишировать на подиуме.
В 2011-м всего семь гонщиков пелотона оказывались в тройке лидеров по итогам этапов: помимо вышеперечисленных пилотов по одному разу финишировали третьими представители "Лотус-Рено" Виталий Петров и Ник Хайдфельд. Но было это в самом начале чемпионата. Затем британская команда стала резко регрессировать. Вернее, не прогрессировать в то время как основные соперники прибавляли. Стало очевидно, что желание побороться с болидами "Мерседес" за четвертую позицию в КК останется неосуществимым.
"Если честно, то я рад, что этот сезон закончился, для нас он получился очень нервным, было немало неприятных сюрпризов. Мы не предполагали, что в итоге придется бороться не за четвертое, а за пятое место в Кубке конструкторов. Мы явно рассчитывали на большее", - заметил руководитель "Лотус-Рено" Эрик Булье.
Будущее Петрова под вопросом
Петров тоже признал, что после успешного начала он рассчитывал на лучшие результаты. В личном зачете россиянин занял 10-е место, пропустив вперед помимо пилотов топ-4 еще и Адриана Сутиля из "Форс Индии". На Гран-при Бразилии немец занял шестое место, что позволило оторваться от гонщика "Лотус-Рено" на 5 очков. Если бы в сезоне было 20, а не 19 этапов, вполне возможно, что "Форс Индия" обогнала бы британскую команду еще и в КК.
"Конечно, я хотел заработать в этом году больше очков. Этот сезон не был фантастическим, но я хочу сказать спасибо всей команде, которая верила в меня и поддерживала. Следующий год - это новый сезон, и я надеюсь, что мы сможем работать вместе даже лучше и добьемся более высоких результатов", - сказал Петров.
После Гран-при Канады, на котором россиянину удалось занять 5-е место, больше двух очков Петрову набирать не удавалось. Команда очень рассчитывала на летний перерыв и ряд новинок. Но Булье принял неоднозначное решение, заменив опытного Хайдфельда на молодого Бруно Сенну, который провел в "Ф-1" всего один сезон за рулем болида HRT. В восьми гонках бразилец набрал всего два очка, зато несколько раз испортил гонку своим коллегам по паддоку. Последней жертвой бразильца оказался Михаэль Шумахер.
Кто будет выступать в следующем сезоне за "Лотус-Рено", пока неясно. Неизвестно также, останется ли в команде россиянин, несмотря на действующий контракт. По словам его менеджера Оксаны Косаченко, у нее к руководству "конюшни" есть немало вопросов. В течение сезона Булье неоднократно позволял себе высказывать критические замечания в адрес российского пилота. После гонки на Гран-при Абу-Даби, которая для Петрова получилась явно неудачной, гонщик на эмоциях позволил сказать себе лишнее в интервью одному из российских каналов. Через несколько дней россиянин был вынужден извиняться, но его и без того непростые отношения с руководством "конюшни" стали еще более накаленными.
"Атмосфера в команде сейчас не такая, какой нам хотелось бы ее видеть. У нас была встреча с владельцами команды, и я думаю, мы понимаем, к чему идем. Команде надо выстраивать грамотную, красивую и, самое главное, достаточно открытую и честную маркетинговую и коммуникационную стратегию. Итогом разговора стало то, что мы решили встретиться после окончания сезона. Для меня начинаются самые сложные времена после окончания Гран-при Бразилии. Нам предстоит детально обсудить контракты", - рассказала Косаченко.
"Маруся" обещает бороться за очки
Будущее других представителей России в "Формуле-1" - "Маруси-Верджин" (со следующего сезона команда будет называться просто "Маруся") - также под вопросом. Во втором для себя сезоне в "Ф-1" "конюшне" опять не удалось набрать ни одного очка в чемпионате. Основными соперниками Тимо Глока и Жерома ДАмброзио стали болиды HRT, которые пилотам "Маруси" практически всегда удавалось обгонять. Но благодаря 13-му месту Витантонио Льюцци на Гран-при Канады, испанская команда заняла на позицию выше в КК, чем российская.
"Главный итог - мы полностью перестроили команду. Эта перестройка еще продолжается, но и уже сделано немало. Мы переехали в Банбери, поближе к Сильверстоуну, сменили компанию, которая занималась производством нашей машины. Несомненно, важным стало начало сотрудничества с "Макларен". Перспективы хорошие, и в следующем году мы намерены больше радовать результатами, нежели разговорами", - пообещал директор инженерного департамента российской команды Николай Фоменко.
В 2012-м году боевым пилотом "Маруси" вместо Д'Амброзио станет французский гонщик Шарль Пик. Контракт с Глоком "конюшня" подписала еще летом прошлого года. В GP2 француз занял четвертое место в лично зачете, одержав три победы и пять раз поднявшись на подиум. По словам Фоменко, в следующем году пилоты "Маруси" должны будут претендовать на очки.