Дождь моросил за окном, и автобус с заплаканными стеклами нехотя вез пассажиров в Рыльск. Если верить путевым заметкам подруги-журналистки, которые я листала по дороге, этот город похож на спящего красавца, который, заснув в XIX веке и так и не дождавшись поцелуя принцессы, благополучно проспал и революцию, и годы советской власти, и лихие 90-е, и миллениум.
Первым, кого я увидела в Рыльске, был спящий мужчина. Грузный вахтер похрапывал на проходной авиационного колледжа, в котором находится единственная местная гостиница. Добудиться его так и не удалось. Мужчина лишь на секунду приоткрывал глаза, пытаясь вникнуть в смысл вопросов, и снова засыпал.
Побыв в Рыльске пару дней, понимаешь, что этот человек - идеальный символ города, который ради серых будней упорно не желает прерывать свой чудесный сон: о золотом веке дворянских гнезд, купцах-путешественниках, величественных храмах и монастырях. Все, что остается современным жителям и туристам, - подсмотреть сны древнего Рыльска и восхититься яркостью их исторических сюжетов.
Сон первый: двухмерное время
Как и всякий подлинно-исторический город, он не любит людей. Поэтому самое большое наслаждение от прогулки здесь получаешь рано утром, когда людей и машин еще нет. Впрочем, даже в разгар дня история в облике города довлеет над современностью. И, только увидев на Советской площади супермаркет, вспоминаешь, что ты в XXI, а не в XIX веке.
Причину отстраненности города от жителей отлично объясняет главная местная особенность - двойные таблички названий улиц: Выходцева - К. Либкнехта, Глуховская - Урицкого. Все довольно просто: в начале 90-х годов члены местного общества "Возрождение" решили вернуть улицам их дореволюционные названия, не переименовывая официально. Глядя на таблички, невозможно отделаться от ощущения, что пока современные прохожие спешат по улице Дзержинского, сам Рыльск живет на Архангельской, терпеливо дожидаясь, когда вместо нынешних суетливых торговцев по ней важно пройдут настоящие хозяева города - купцы.
По рассказам директора краеведческого музея Раисы Пилипенко, в царские времена самые богатые купеческие семьи негласно поделили между собой центр Рыльска на несколько кварталов. Каждый из них ограничивался двух- или трехэтажными зданиями, между которыми находились одноэтажные постройки - дома призрения, больницы, лавки. Рабочие и ремесленники жили на окраинах города. Такой тип застройки прослеживается и сегодня.
"Поющие часы" и дом "русского Колумба"
"Купцы строили очень много храмов. До революции в нашем достаточно уездном городе было, по разным источникам, от 13 до 17 церквей", - рассказывает Раиса Сергеевна.
Власть Советов пережили только три: Успенский собор, Покровская церковь да Вознесенский храм. Отреставрированы они сегодня не до конца, поэтому знатоки архитектуры имеют шанс увидеть здания практически неизменными с царских времен.
Особый интерес представляет Успенский собор, построенный в 1811 году одним из самых богатых рыльских купцов - Иваном фон Филимоновым. Сейчас храм, который в советские годы долго стоял заброшенным и начал разрушаться, реконструируют. Несмотря на строительные леса, снаружи здание поражает величием, а, находясь внутри, чувствуешь, как оно "приподнимает" к небу. В ближайшие месяцы на стенах собора появится еще одна уникальная деталь - часы XVIII века.
"Подобных часовых механизмов, изготовленных братьями Алексеем и Ильей Полутиными почти 200 лет назад, - единицы в России, - рассказывает настоятель Успенского собора отец Александр Харин. - Их устройство напоминает кремлевские куранты. В ближайшие недели мы установим часы, которые будут играть мелодию "Боже, царя храни!" в память о нашей старине".
Среди значимых памятников архитектуры города: дом последнего рыльского удельного князя Василия Шемяки, посаженного в тюрьму Василием III за попытки присягнуть на верность Литве, домик Петра I, в котором император останавливался в 1709 году, возвращаясь с Полтавской битвы, а также дом самого известного рыльского жителя, "российского Колумба" Григория Шелехова - русского купца, мореплавателя, исследователя Аляски.
Как рассказывает Раиса Пилипенко, с 1783 по 1786 годы купец Шелехов в составе экспедиции посетил гряду Алеутских островов у берегов Северной Америки, где пытался приучить воинственное местное население к русскому укладу жизни. Свои приключения он описал в книге "Российского купца именитого Рыльского гражданина Григория Шелехова первое странствие с 1783 по 1787 из Охотска по Восточному океану к Американским берегам", которая при его жизни выходила трижды - на русском, английском и немецком языках.
"Шелехов мечтал присоединить Аляску, богатую золотом и пушниной, к России и на аудиенции у Екатерины II попросил отправить туда армию, а также предоставить ему ссуду на 200 тысяч рублей на освоение тех мест. Императрица, считая, что России не удастся удержать богатые земли, расположенные вдали от границ, в просьбе купцу отказала, но наградила золотой медалью. А затем передала Аляску Америке", - рассказала Раиса Сергеевна.
Однако Аляска до сих пор хранит следы шелеховской экспедиции: многие алеуты носят русские имена и фамилии. Русские бани и избы в тех краях - тоже со времен Шелехова. Сегодня туристы могут увидеть в Рыльске дом купца, где располагается местный детский сад, а также памятник с эпитафией поэта Державина, который и окрестил Шелехова "Колумбом российским".
Сон второй: монастырские чудеса и Wi-Fi
Самый развитый вид туризма в Рыльске - паломнический. Эта земля намолена веками: еще в Х веке здесь пребывал известный болгарский святой Иоанн Рыльский, часть мощей которого, по легенде, хранится на горе, названной в его честь. Сегодня на этом месте - самом высоком в окрестностях города - установлен памятный крест святому.
Помимо горы Иоанна Рыльского, паломники часто посещают два местных монастыря - женский монастырь в селе Большегнеушево и Свято-Николаевский мужской монастырь на окраине города, основанный пять столетий назад.
Три храма и колокольня мужского монастыря, построенные в XVIII веке, - архитектурные памятники федерального значения, пережившие и немецкую оккупацию, и партийных активистов, которые после Великой Отечественной войны разрушили монастырь больше, чем фашисты.
По легенде, в Свято-Николаевском монастыре долгие годы провел в заточении некто из царственных особ. Однако настоятель монастыря отец Панкратий эти сведения опровергает. По его словам, тем, кто ищет в монастыре ярких фактов и свидетельств божественных чудес, лучше сюда не приезжать. Ведь духовное преображение, которое происходит с посетителями древней обители, не имеет ничего общего с сенсациями.
"Главные чудеса для нас в том, что люди после посещения монастыря меняют свою жизнь. Многие бросают пить, курить. Недавно московская пара сообщила, что после того, как они посетили монастырь, сын-наркоман согласился лечиться. Можно ли назвать это чудом? Наверное, нет. Однако для нас это чудо, поскольку человек получил шанс на спасение", - говорит отец Панкратий. Судя по большому количеству паломников, ежегодно посещающих Свято-Николаевский монастырь, маленькие чудеса после жизни в монастыре случаются у многих.
"Мы один из немногих монастырей, который занимается сельхозпроизводством. Обрабатываем 946 гектаров земли, в монастырском хозяйстве сильный автопарк - пять комбайнов и 10 тракторов", - продолжает рассказ о монастыре отец Панкратий.
А через несколько минут, глядя на экран сотового телефона, вспоминает: "Кстати, Wi-Fi у нас тоже работает".
В Рыльске, где даже кабельный высокоскоростной интернет - редкость, это тоже можно считать маленьким чудом.
Сон третий: любовь, застывшая в камне
Но самый красивый сон Рыльска, конечно, о любви. Называется он Марьино. Сегодня бывшее родовое гнездо князей Барятинских в 20 километрах от Рыльска привлекает туристов больше, чем сам город. Усадьба, которую князь Барятинский построил для своей жены Марьи в начале XIX века, до сих пор остается памятником служения любимой женщине. А санаторий, который сегодня находится в здании бывшего дворянского гнезда, - идеальное место для отдыха со второй половиной.
Побывать в имении Барятинских будет интересно и любителям русской истории, поскольку эти земли связаны с именами крупных исторических деятелей российского государства. Изначально они принадлежали гетману Мазепе, которому их пожаловал Петр I. После предательства Мазепы и бегства к шведам император отобрал земли у гетмана, но Иван Степанович успел увековечить свое имя в названиях трех деревень - Ивановское, Степановка и Мазеповка. Кроме того, память о гетмане хранят его одноэтажные палаты.
Курские власти только собираются восстанавливать этот памятник архитектуры, где в советские годы находился колхозный склад, поэтому сегодня беспрепятственно пройти в историческое здание может каждый желающий. Правда, любителей дворянской роскоши резиденция Мазепы разочарует - даже по меркам современных горожан, испорченных квартирным вопросом, она более чем скромна.
То ли дело Марьино! Вернувшись из Англии с дипломатической службы, князь Иван Барятинский, родители которого получили бывшие земли Мазепы, решил, что палаты гетмана не удовлетворяют его изысканному вкусу, и начал строить настоящий дворец. Князь проектировал усадьбу совместно с архитектором Карлом Гофманом. А когда четырехэтажный особняк был построен, подарил его второй супруге - немке Марии фон Келлер. Крепостные, узнав об этом, стали называть усадьбу "Марьин дом", что чрезвычайно понравилось князю. Вскоре имение получило официальное наименование - Марьино.
О чем нашептывает шептальная комната
Сегодня гости усадьбы не могут полностью оценить ее великолепие, которое заключалось не только в архитектуре, но и во внутреннем убранстве. После революции представители Наркомпроса вывезли в столицу 22 вагона предметов искусства, находившихся в имении, и от прежней роскоши Марьино остались только красота, увековеченная в камне, и парк.
Однако и в наше время здесь есть чему подивиться. Любимое место нынешних гостей, как и гостей Барятинских, - шептальная комната с особой акустикой, благодаря которой слово, сказанное шепотом в одном углу, отлично слышно в другом. "Во времена князя подобные комнаты делались для развлечения, чтобы гостям было чем заняться", - поясняет экскурсовод санатория "Марьино" Наталья Мелешенко.
Внимание отдыхающих привлекает и винтовая лестница, сделанная из цельного дерева без единого гвоздя. По этой лестнице князь Барятинский поднимался из своего кабинета в покои жены Марьи. Сегодня среди молодоженов, играющих свадьбу в Марьино, существует поверье - если вместе подняться по этой лестнице, брак будет плодовитым, как у Ивана Ивановича и Марии Федоровны, имевших семерых детей.
Поскольку лютеранка Мария фон Келлер-Барятинская до принятия православия не могла ходить в русскую церковь, князь приказал построить для нее кирху на рукотворном острове, созданном в искусственном озере парка. На другом острове, расположенном напротив, князь построил для любимой 16-колонную ротонду с купальней. И ротонда, и кирха сохранились в Марьино по сей день.
"Поскольку плавать в лодке в пышных кринолиновых платьях княгине было неудобно, Иван Барятинский выписал из Петербурга мастеров корабельного дела и на манер Петра I приказал построить потешный флот - уменьшенные копии боевых кораблей. Ночью корпусы кораблей, обработанные фосфором, светились в темноте. А в праздники над парком и усадьбой устраивались великолепные фейерверки", - рассказывает экскурсовод.
Если побывать на роскошных балах князя современным туристам уже не удастся, то насладиться прогулкой по чудесному парку можно по сей день. Его территория разбита на три уголка - французский, английский и кавказский.
Олени, косули, собаки и неприличное село
Если французский уголок представляет собой идеально ухоженную территорию с симметричными клумбами и фонтанами, то английский ландшафтный парк - участок дикой природы. Как и во времена князя, сегодня здесь живут около 60 ручных оленей и косуль. Сохранились и несколько деревьев, которые помнят основателя усадьбы. За ними сотрудники санатория ухаживают особенно. А во времена князя за каждым деревом, саженцы многих из которых были привезены в подарок гостями, был закреплен пожилой крепостной.
В доме князей Барятинских часто собирался цвет российского двора: будущий император Александр III неоднократно гостил в Марьино, бывал здесь ребенком и юный Михаил Лермонтов, друживший с сыном князя Александром Барятинским.
Жить на широкую ногу князю позволяло не только наследство семьи, но и собственная предприимчивость. В частности, он выращивал породистых собак для императорской охоты, на пару которых меняли деревни с крепостными. Ухаживали за псами жители села, которое князь назвал Сучкино. Сегодня среди местных жителей бытует легенда, что породистых щенков выкармливали женским молоком.
"Думаю, до этого все же не доходило. Но за собаками действительно ухаживали, как за младенцами", - улыбается экскурсовод.
После 1917 года новая власть заменила название Сучкино на более благопристойное - Октябрьское. Но большинство жителей села до сих пор носят фамилии Сучкины.
Почетный пленник Шамиль и его башня
Одна из главных достопримечательностей Марьино - монумент орла в кавказском уголке парка, установленный как символ победы русских войск в Кавказской войне (1817-1864). Этот памятник появился уже после смерти супругов Барятинских, когда хозяином усадьбы стал их сын Александр. Именно Александр Барятинский, бывший наместником на Кавказе, закончил затяжную войну, пленив имама Чечни и Дагестана Шамиля.
"Отправляясь к месту ссылки в Калужскую губернию, Шамиль заехал к Барятинскому в Марьино и гостил у него в качестве почетного пленника. В память о его пребывании в усадьбе установили монумент орла - символа горцев", - рассказывает Мелешенко.
В нескольких километрах от Рыльска на территории Льговского района Курской области находится башня Шамиля - еще одна курская архитектурная достопримечательность. Большинство жителей и гостей региона полагают, что пленник пребывал там в заточении. Однако, по словам Натальи Мелешенко, в башне Шамиль никогда не сидел, а построили ее просто в память о том, что чеченский имам посещал эти земли.
В поисках Марьи
Прекрасные балы с фейерверками над прудом, потешные сражения флота князя Барятинского, прогулки по английскому парку - счастливые дни рода Барятинских остались в царской России. Революция открыла новую, печальную страницу в судьбе Марьино. После 1917 года потомки Барятинских спешно покинули страну. Бывшие крепостные, с трепетом относившиеся к Барятинским, до 1936 продолжали ухаживать за семейной усыпальницей князей, в которой были похоронены 18 представителей рода. Однако в 1936 году всесоюзный староста Калинин, приехав в Рыльск и узнав, что местное население почитает могилы дворян, приказал выбросить гробы из усыпальницы и взорвать на колхозном дворе.
Однако гости санатория "Марьино" верят, что призраки Барятинских до сих пор находятся в своих владениях, охраняя усадьбу. По словам экскурсовода, особенно часто о странных событиях рассказывают жители номеров класса люкс - комнат, в которых раньше жили сами Барятинские или их важные гости. Например, недавно мужчина, который остановился в комнате Шамиля, жаловался администрации, что по ночам к его постели кто-то подходит. Другая отдыхающая попросила переселить ее в обычный номер, так как ей не дают спать шаги в комнате.
"Паркет действительно часто скрипит. Периодически выключаются и снова включаются лампочки. Мы предпочитаем списывать это на возраст паркета и поломки проводки. Так проще, так не страшно", - улыбается экскурсовод Наталия.
Как бы то ни было, даже не верящие в привидений подтвердят, что Барятинские до сих пор незримо присутствуют в своих владениях. Семейную историю Ивана Ивановича и Марии Федоровны знают все местные жители, и, кажется, атмосфера их любви до сих пор озаряет город. Поэтому, проходя мимо бывшей городской управы, где теперь находится авиаколледж, совершенно не удивляешься, когда его курсанты настойчиво, но не навязчиво пытаются привлечь внимание: "Девушка, зонт откройте, дождь идет! Девушка, промокнете! Девушка, ну куда же вы?".
Каждый здесь мечтает найти свою Марью.
Наталия Губарева - Курск/Рыльск