МОСКВА, 28 ноя - РИА Новости. Рекордное число зрителей посетило в этом году Венецианскую арт-биеннале, которая проходила с 4 июня по 27 ноября. По данным организаторов, 54-ю арт-биеннале, которую курировала Биче Куригер, увидели 440 тысяч человек, что на 18% больше, чем в прошлый раз. Кроме того, биеннале стала в это время самой посещаемой выставкой в Италии - каждый день на нее приходили порядка 3 тысяч зрителей.
Венецианская биеннале современного искусства, как и Венецианский кинофестиваль, имеет свое жюри и раздает в качестве награды "Золотых" и "Серебряных львов". В этом году "золото" за вклад в искусство получили американская художница Элен Стюртевант (Elaine Sturtevant), живущая в Париже, и австрийский художник Франц Вест (Franz West), которого, помимо биеннале, можно было увидеть на проходившей в Москве выставке "Австрия, давай!".
"Золотые львы" были вручены американскому художнику Кристиану Марклею (Christian Marclay) за видеоработу "Часы", а лучшей национальной выставкой признана экспозиция в павильоне Германии. Там показывали проект недавно ушедшего из жизни режиссера-авангардиста Кристофа Шлингензифа (Christoph Schlingensief) "Храм страха/Чужой внутри", для демонстрации которого внутри помещения было выстроено подобие католического храма с алтарем.
Куратором проекта в этом году выступила Биче Куригер, которая предложила тему "ИЛЛЮМИнации" (ILLUMInations) - контаминацию двух слов: "просвещение", "освещение" и "нация", "народность".
Неожиданным стало включение в главную выставку трех полотен венецианского художника Тинторетто, современника Леонардо да Винчи и Тициана. Но, по мнению Куригер, ничего странного в этом нет: его светоносная живопись созвучна теме основного проекта и показывает преемственность в искусстве.
Компанию живописцу XVI века составляли такие современные художники, как Синди Шерман, Петер Фишли, Дэвид Вайс, Пипилотти Рист и другие авторы числом более 70.
Куратор считала себя обязанной дать путевку в жизнь молодым и второй шанс забытым художникам, поэтому треть участников главной выставки - не старше 35 лет (в их числе - россиянка Аня Титова), а параллельно там появились не самые известные авторы минувших эпох. Среди них был, в частности, эфиопский маг Гедевон (1939-1995), рисунки которого, выполненные карандашом и шариковой ручкой, напомнили Куригер иллюстрированные средневековые манускрипты (по-английски они называются illuminated manuscritps).
Вторая инновация Куригер - так называемые парапавильоны: сооружения, которые одни художники строят, чтобы разместить там работы других. Например, получивший в этом году "Золотого льва" за вклад в искусство австрийский художник Франц Вест решил создать вывернутую наизнанку версию собственной кухни: на наружных стенах висели рисунки, записки и фотографии, которые он ежедневно наблюдает у себя дома в Вене.
Одна из давних традиций биеннале, которая проводится с 1895 года, - ее многосложная структура: проект состоит из основной экспозиции, которая размещается в Арсенале, национальных павильонов, расположенных в садах Джардини (Giardini), и параллельных программ, рассыпанных по всему городу. Россию в этом году представлял проект Андрея Монастырского "Пустые зоны", а также было привезено два проекта из Эрмитажа и ММСИ.