Рейтинг@Mail.ru
Опыт Швеции в борьбе с наркоманией. Справка - РИА Новости, 25.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опыт Швеции в борьбе с наркоманией. Справка

© МеркаторШвеция
Швеция
Читать ria.ru в
Дзен

Сложившаяся в XX веке в Швеции практическая работа по контролю над оборотом наркотиков представляет интерес для других стран. В течение прошлого столетия Швеция пережила огромные изменения в наркоситуации и уровне контроля над оборотом наркотиков, став своего рода экспериментальной лабораторией.

В разные годы власти страны проводили политику и по либерализации разных видов наркотиков (за исключением самых сильнодействующих), и по разделению на "сорта" – "сильные" и "слабые".

В 1960-е годы в шведском обществе бытовало мнение, что наркомания – это медицинская проблема, и ею должны заниматься врачи.

Предлагалось официально дать врачам право прописывать наркотики и наркотические препараты наркоманам. По этому поводу средства массовой информации развернули очень широкую кампанию, и власти дали разрешение на такие действия, начав эксперимент в рамках Стокгольма в 1965 году.

Предполагалось, что врач будет прописывать наркоману наркотики, постепенно уменьшая дозу, для того чтобы наркоман мог постепенно от них отвыкнуть. На практике Швеция получила печальный опыт, и официальное прописывание наркотиков врачами было остановлено. За 12 месяцев эксперимента количество наркоманов возросло в два раза. А в самой младшей возрастной группе с 15 до 18 лет наблюдалось увеличение количества наркоманов в 10 раз.

В Швеции началась настоящая наркоэпидемия, которая в конце 1960-х – начале 1970-х годов перекинулась на Данию, Норвегию, Финляндию. Германию. Только когда шведы внесли изменения в свои законы, и численность наркоманов стала стабильно сокращаться.

По оценкам правительственного комитета Швеции "Мобилизация против наркотиков", в настоящее время наркотики время от времени употребляют от 90 тысяч до 180 тысяч человек, что составляет 1-2% населения. Около 30 тысяч человек в Швеции считаются так называемыми тяжелыми наркоманами – это те, кто употребляют инъекционные наркотики или употребляют наркотики каждый день.

Шведское законодательство о наркотиках – одно из самых жестких в Европе. Закон о наркотических средствах от 8 марта 1968 года устанавливает уголовную ответственность за незаконную передачу наркотиков другому лицу; производство наркотиков в целях злоупотребления; приобретение наркотиков с целью передачи их другому лицу; приобретение, переработку, упаковку, транспортировку, хранение или другие действия с наркотиками, предназначенными для целей, иных, чем личное употребление; предложение наркотиков для продажи, хранение или передачу денег, полученных от продажи наркотиков, пособничество в установлении контактов между покупателем и продавцом или аналогичные действия, способствующие торговле наркотиками; преднамеренное владение наркотиками.

В 1988 году была введена уголовная ответственность за употребление наркотиков без назначения врача.

Простое владение или употребление наркотиков карается тюремным заключением на срок до трех лет.

Наказания за более тяжкие преступления – до 10 лет лишения свободы, для рецидивистов предусмотрено наказание сроком до 18 лет лишения свободы.

В 1993 году шведский парламент дал полиции полномочия брать анализ мочи при наличии подозрения на употребление наркотика. Это означает, что полицейский, столкнувшийся с человеком, которого он подозревает в употреблении наркотиков, может требовать от него анализ мочи, сданный в специальных условиях, который используется в качестве доказательства в суде. Основой для действия полицейского может быть визуальное наблюдение, т. е. то, что он видит признаки наркотического опьянения или может наблюдать сам факт потребления наркотика внутривенно.

Исходя из практики шведского законодательства, замена уголовного наказания лечением возможна для случаев, когда совершено нетяжкое правонарушение, связанное с хранением наркотического вещества, преступлением против частной собственности с целью получения денежных средств на наркотики или распространением наркотиков не в крупном размере с целью получения средств на покупку наркотиков.

В случае, если суммарное наказание за преступление не превышает двух лет лишения свободы, суд может условно осудить лицо, обвиняемое в данном преступлении, если будет доказано, что оно совершено по причине наркозависимости, и если подсудимый изъявит желание пройти курс лечения.

Оказание медицинской и реабилитационной помощи является одним из важнейших моментов всех программ, принимаемых в рамках шведской антинаркотической политики.

Тип лечения варьируется в различных лечебных учреждениях. В одних предпочтение отдается психотерапевтическим методам лечения, в других практической трудовой деятельности. Главным моментом любого типа лечения для любых возрастных групп является его добровольность. Тем не менее, в некоторых случаях допустимо принудительное лечение: в соответствии с Законом о принудительной опеке над подростками (особые условия), принудительному лечению могут быть подвергнуты лица в возрасте до 18 (в некоторых случаях до 20 лет), если они, злоупотребляя наркотическими веществами, подвергают серьезной опасности свое здоровье и развитие. Решение принимается окружным административным судом по ходатайству местного комитета по социальным вопросам.

В соответствии с Законом о принудительном лечении лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками (специальные условия), совершеннолетние лица могут быть направлены на принудительное лечение при определенных условиях. Такими условиями являются срочная необходимость лечения и нежелание его прохождения на добровольной основе. Иными словами, принудительному лечению могут быть подвергнуты лица, постоянно злоупотребляющие алкоголем или наркотиками и создающие тем самым серьезную угрозу своему физическому или психическому здоровью или способные причинить серьезный вред себе и окружающим людям. Лечение может продолжаться в течение максимального срока в шесть месяцев.

Использование заместительной терапии в Швеции ограничено строго контролируемыми программами. С 1967 года в качестве заместителя разрешен метадон, с 1999 года – бупренорфин. Заместительная терапия назначается имеющим в анализе длительное злоупотребление героином и морфином.

Главная цель антинаркотической политики Швеции – общество, свободное от наркотиков. Национальная стратегия по борьбе с наркотиками на 2011-2015 годы направлена на решение следующих задач: сокращение поставок наркотических средств; защита детей от вредного воздействия наркотиков; сокращение вновь выявленных лиц, злоупотребляющих наркотиками; уменьшение развития рискованного поведения; расширение доступа к высококачественному здравоохранению и социальной поддержке; сокращение прямых и косвенных вредных последствий для здоровья от употребления наркотиков; содействие политике Швеции в отношении наркотиков на международном уровне.

Неотъемлемый компонент общей борьбы с наркотиками в Швеции – социальная политика, направленная на ликвидацию социальной изолированности, на борьбу с безработицей, неудовлетворительными условиями жизни, труда или организации досуга.

Одной из важных форм ранней профилактики проблемы, обращенной к разным группам населения, является информация о наркотиках и мероприятия превентивного характера, которые проводятся среди детей, начиная с дошкольного возраста.

Информационная работа включает в основном развитие представлений об образе жизни, а ее целью является побуждение детей и подростков к общению между собой: обмену мыслями, опытом и представлениями о ценностях.

Широкое развитие получают в школах мероприятия, направленные против алкоголя, наркотиков и табака, призванные распространять знания в этой области и прививать школьникам активно-негативное отношение к употреблению этих средств. Не менее важной является работа среди молодежи, например, в молодежных центрах или в тесной связи со спортивными клубами, с профсоюзными организациями и родительскими группами.

В Швеции очень сильными являются общественные организации, которые ставят своей целью проведение последовательной ограничительной антинаркотической и антиалкогольной политики. Большинство организаций в настоящее время концентрируется на борьбе с наркотиками.

Так, например, с 1969 года в Швеции действует Союз общественных организаций "За общество без наркотиков".

В 1993 году Швеция стала инициатором движения Европейские города против наркотиков (European Cities Against Drugs, ECAD).

Города ECAD выступают с инициативами и проводят различные антинаркотические мероприятия в поддержку конвенций ООН – против легализации и за антинаркотическую политику в целях устранения злоупотребления наркотиками во всем мире.

Координационный центр ECAD располагается на базе муниципалитета Стокгольма.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала