Рейтинг@Mail.ru
Как я увидел Пояс Богородицы в Москве, или 16 часов в толпе у храма - РИА Новости, 25.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как я увидел Пояс Богородицы в Москве, или 16 часов в толпе у храма

© Фото : Оксана КусоваМосковские власти взяли под контроль очередь в Храм Христа Спасителя
Московские власти взяли под контроль очередь в Храм Христа Спасителя
Читать ria.ru в
Дзен
Паломники, желающие приложиться к Поясу Богородицы, теперь смогут попасть в Храм Христа Спасителя всего за час-полтора. Правоохранительные органы тесно сотрудничали со служителями церкви, а сам ковчег со святыней был установлен на арку, через которую проходят верующие. Рассказ и фотографии участников проекта "Ты - репортер".

Московские власти взяли под контроль очередь в Храм Христа Спасителя. Теперь паломники смогут попастья к Поясу Богородицы всего за час-полтора. Правоохранительные органы тесно сотрудничали со служителями церкви, а сам ковчег со святыней был установлен на арку, через которую проходят верующие. Участник проекта "Ты - репортер" прислал историю о том, как он стоял 16 часов в очереди и все-таки попал к святыне.

"Я православный христианин и, конечно, когда я увидел по телевизору, что одну из самых почитаемых святынь привезли в Москву, а в аэропорту наши чиновники прикладываются к ней с таким благоговением на фоне благожелательных и услужливых греческих монахов, я решил, что обстоятельства складываются как нельзя лучше. Ведь из ближнего Подмосковья до храма Христа Спасителя в центре Москвы мне будет проще добраться до пояса Богородицы, чем приехать на Афон. Но не тут-то было!
 
Путь к святыне

Мы поехали со знакомыми на машине, правда, оставить ее можно было только в переулках недалеко от Крымского моста. Когда мы вышли на дорогу, полицейские сказали нам, что очередь начинается  в 2 км от Крымского моста, напротив, через дорогу от Фрунзенской набережной, у дома № 36! Добравшись до места, мы сразу влились в толпу верующих людей и жаждущих крови организаторов. Толпа была солидная, метров 15 шириной, и шла таким манером до ресторана на воде "Сказки востока 1001 ночь", то есть около 800 м, до первого кордона – "этапа".

Так вот все эти 800 м до первого кордона (6 часов – с 18.00 до 24.00) мы шли плечом к плечу. Кстати, на входе в толпу не было никаких рамок, мы не встретили не одного полицейского рядом с собой (все полицейские а, по сути, призывники в форме стояли дальше вдоль дороги). И все то время, что мы шли, было так страшно от мысли, что устроить теракт здесь и сейчас не составит труда. Народ стоял с большими сумками, которые никто не проверял, бежать было некуда: с одной стороны – река, с другой – автобусы в линию вдоль дороги. И случись что, число жертв было бы сравнимо с эффектом от падения нескольких пассажирских лайнеров. Но ведь при таком темпе движения, ничто не мешало проверять каждого, кто присоединяется к очереди, пропускать через «рамку», смотреть сумки…

По этапу

Идем дальше. На первом этапе, когда нас отделили металлическим ограждением от общей массы, стало немного легче. Дело в том, что любое движение в центре толпы, вызывало эффект волны по краям, люди начинали шарахаться, некоторые бабушки падали.

Практически в каждом этапе была пара автобуса для обогрева. Конечно, их не хватало на всех желающих: нас пропускали 150-200 человек, но народ подходил и просто с улицы, несмотря на ограждения и полицию. "Зайцев" гоняли раза три, да и только, в остальных случаях на них просто закрывали глаза. Или они проходили в тех местах, где вдоль дороги не было полиции – еще один глобальный промах организации, который еще аукнется у входа в храм и даже внутри него.

Вообще, мне кажется, любые организационные или технические новшества чужды нашим товарищам в погонах и вообще государственным организаторам мероприятий. Нужно было, как минимум, в начале колонны, после столь необходимых металлоискателей, выдавать электронный талон очереди, как в банке, обеспечив при этом строгий контроль доступа в храм. Организаторы могли бы заблаговременно предупредить о порядке очереди, проверять талоны, ввести анкетирование людей, составить базу данных, оповещать людей о подходе их очереди по sms. Если бы организация была поставлена на должном уровне, никто бы никуда не лез, а так "зайцев" было великое множество.

Продолжение пути

Итак, после 2 часов ночи мы пошли быстрее, так как закончился "сезон" делегаций, которые проходили мимо очереди. У Крымского моста, то есть примерно на 12-м этапе, мы оказались около 5 часов утра. Теперь в каждом прогоне мы стояли, в среднем, по полчаса, а рядом с нами были автобусы с включенными двигателями, так что дышать было ужасно трудно.  

Кстати, когда стоишь рядом с водоемом, погода кажется куда холоднее, чем в любой другой части города. В ту ночь было около 9 градусов ниже нуля. Я достаточно молодой человек, но даже я чувствовал, как от холода ломило суставы, а ведь все паломники были все одеты по-зимнему. Люди оборачивались пуховыми платками, пледами и шалями поверх курток и шуб, а их лица были почти целиком закрыты шарфами, так что все мы отчетливо напоминали военнопленных немцев в русские морозы. Сходство было особенно разительным, когда нам  открывали ограждение этапа и давали команду идти. Многие люди едва ковыляли, переставляя ноги, стараясь не сгибать и разгибать их в коленях.

Да, рядом с нами были автобусы, но в них влезала лишь половина желающих. Я попробовал погреться в автобусе, но улице меня буквально трясло, так что для того, чтобы не заболеть, надо было перебегать из автобуса в автобус. Сами понимаете, что это невозможно.

При этом нигде по дороге для пожилых людей не было места для отдыха. В автобусах сидячих мест хватало лишь для ¼ очереди, самой прозорливой, а уж, конечно, не для уставших бабушек!

Знакомство с паломниками

В очереди было множество гостей из других городов России и иностранцев. Например, среди моих новых знакомых была группа из Владимира, две большие семьи из Молдовы, гости из Украины, Белоруссии, Литвы, Узбекистана, Югославии, жители Краснодара, Новосибирска… Все они приехали, чтобы просить мира для своей страны, города и семьи у Богородицы и заступницы  России. Конечно, после всего услышанного и увиденного, мне, как гражданину России, было особенно стыдно за организацию на улице и в храме.

На всем протяжении очереди было крайне мало бесплатных пунктов питания с горячими напитками и пищей. Например, я насчитал всего 4 пункта, где должны были продавать кашу, но на самом деле каша была только в одном из них. На подступах к храму было 5-6 пунктов с чаем, но это был не настоящий напиток, а вода с цветом чая, словно настоящую заварку развели пятью чашками кипятка. Нам часто попадались палатки с фастфудом: стандартным набором еды стоимостью от 70 до 150 рублей за перекус и чайными пакетиками в кипятке за 10 рублей.

Пречистенская набережная

От Крымского моста до ХХС нужно было миновать еще около 12 этапов, причем все они располагались на неудобной, узкой тропинке

Пречистенской набережной! Именно тропинке,  потому что на ней порой умещались (в ширину) лишь 3-4 человека. Конечно, по краям пытались влезть остальные, но места было мало: слева был подъем на уровне колена из обледеневшей плитки, на котором стояли автобусы, в которые пытались забраться люди (чтобы затем выпрыгнуть), а справа был парапет набережной высотой по колено. По реке в лодке на воздушных подушках и с прожектором плавала спасательная бригада ЧС, которая то ли страховала на случай инцидентов, то ли дежурила постфактум, после несчастного случая.   

Храм Христа Спасителя


Мы подходили к Храму сзади, с правой стороны от главного входа. На подступах уже стояли рамки. Конечно, очередь взрывать можно, а в храме нельзя, туда чиновники приходят! Но даже там, вопреки ожиданиям, металлоискатели не работали. Рамки стояли на некотором расстоянии друг от друга, так что половина людей проходила вообще между ними. Полицейские – пара замерзших парней – даже не просили нас открыть сумки.

Тем временем, было уже 8 часов утра. За полчаса мы обогнули забор храма, добравшись до последнего ограждения, за которым стояли работающие металлоискатели. Их надо было миновать, обогнуть храм и, наконец, подойти к входу. Правда, это случилось много позже, и мы даже не подозревали насколько, ведь мы стояли первые у входа. Наступило утро, и в храм начали прибывать чиновники, люди с корочками, дети и другие категории граждан. Но обо всем по порядку.


В общем, все 16 часов люди провели на морозе в унизительных условиях, переносили все стойко и не особенно роптали, подбадривая себя тем, что нам все мучения зачтутся. К сожалению, поддерживать нас было больше некому. Несколько раз по дороге на набережной я призывал запеть "Радуйся Невесто Неневестная, Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее", и хотя многие не знают слов, в толпе начинали подпевать. Правда, на следующем этапе народ вновь перемешивался. Костяк запевал и терялся, все вокруг молчали. Где же была поддержка нашей православной церкви? Все монахи и монахини грелись в храме в большом количестве, а могли бы распределиться вдоль всей очереди по одному и запевать, была бы для всех радость великая эту дорогу пройти с церковным песнопением на устах, так и в автобусы половина народа не пошла бы!


И вот после 16 унизительных часов на морозе все стоящие перед храмом в очереди обалдели от происходящего и начали кричать! Ведь мы требовали справедливости, мы все могли пережить, но только не унижение. Мы стояли, а храм наполнялся людьми с корочками,, проходящими или перед нами в 2 метрах или в 50 метрах через следующий вход. Новые гости проходили по несколько человек под ручку с дамочками в приличных шубках. Они были не похожи на нас, замотанных в платки и пледы. Каждые 5 минут проходили по 15-20 человек. Кроме того, за собой в храм проводили гражданских знакомых товарищи из МЧС, полиции, представители церкви. Без очереди проходили родители с детьми. Конечно, против детей мы ничего не имели, но если бы они действовали по правилам, а тут проходили 2-3 взрослых человек с одним ребенком, причем дети были не малышами, а школьниками лет по 12,. Тут же проходили якобы инвалиды, у которых даже не проверяли документы.

Разговор с батюшкой и организаторами в погонах 

Когда мы говорили рядом стоящему батюшке: "Что это творится?",  он отвечал: "Да они могут обманным путем пройти здесь, но потом вам будет легче!". Мы спрашивали: "Да где же легче-то, батюшка?", а он нам в ответ: "На том свете вам зачтутся страдания, и будет легче!". Интересно, что же делать, если я не хочу пока на тот свет?

 
Когда вышли два полицейских в высоком звании, видимо, организаторы,  народ на них стал напирать: «Что же творится, организация ужасная, а мы стоим уже полтора часа на месте, пока все проходят у нас на глазах». Тогда один из полицейских сказал своему товарищу по званию: "Пойдем, они вечно не довольны, им уже и автобусы, и еду организовали, и все  не довольны". Жаль, не спросил у него фамилии, тогда уже не до того было: перед храмом дул сильный ветер, и меня трясло. 

Спустя еще 15 минут дали команду, и нас пустили. Когда мы прошли рамки и вошли в храм, было почти 11 часов утра.

В храме

Организация в храме добила нас окончательно. У дверей (у входа) стоял человек и кричал: "Проходим быстро, не задерживаемся". После входа были холл и коридор, где поставили столы. На одном из них торговали книжечками "Акафист", на другом – иконами, от дешевых бумажных в пластике по 15 рублей до дорогих в окладе за 2500 рублей, да свечами. 

Я купил свечи, да иконки попросил маленькие и средние, но не бумажные. Штук десять. Мне положили их в пакет, но когда я отошел от лотка и проверил покупку, оказалось, что мне положили бумажные иконы. Я вернулся к лотку и попросил обменять иконки. Продавец отказалась. Я удивился: "Почему же нельзя обменять, если я минуту назад брал", а она в ответ: "Иконки не меняем. "Мы что же в аптеке, - удивился я, - или мы имеем дело с технически сложным товаром?". "Это иконки, вы их трогали", - не сдавалась продавец. "Не трогал», - парировал я. – Только раскрыл пакет и посмотрел, что вы мне положили". Продавщица изобразила на лице такую гримасу, это надо было видеть…

Организаторы, если вы действительно хотели бы ускорить процесс, надо было не людей от икон в церкви отгонять, а вынести всю продажу из храма на улицу, ближе к очереди. Там люди и так долго стоят, они бы успели все купить, да не толпиться в храме. Кроме того, хоть бы кто подгонял людей в коридоре, где стояли торговые лотки. Но нет, подгоняли как раз перед основным залом.

Кстати, когда нам продавали свечи, почему-то не стали предупреждать, что ставить их сейчас нельзя. Так что мы упросили женщину, которая там мыла подсвечники, поставить хотя бы одну свечу.

На подступах к святыне

Я прочитал Акафист, молитвы в холле, чего большинство не делало сразу, надеясь прочесть молитву в самом храме. Все были готовы молиться быстро, но молиться! Однако на входе в храм (где проход буквой "Г" изгибается) стояли два "подгонялы", а за поворотом прохода, возле постамента с ковчегом и двумя греками, которые о чем-то беседовали между собой, стояла девушка и напряженно твердила, чтобы мы не останавливались и проходили быстрее.


Не было времени перекреститься, даже мельком подумать, потому что все «подгонялы» и «торопыги» устраивали суматоху. Когда я шел, то не успел даже увидеть пояс Пресвятой Богородицы. Нас просили только прикладывать руку, чтобы дело шло быстрее, но на самом деле, даже когда человек едва подносил руку к ковчегу, его начинали толкать или оттаскивать руку, которой он пытался до ковчега дотронуться.

Я все же наклонился и прислонился лбом к ковчегу, хотя девушка меня отталкивала, и никто рядом со святыней не благословлял.

Так что продолжался гон по этапу даже стенах храма!

На заметку о скорости: если вы идете обычным шагом от входа в зал до ковчега с поясом, вам нужно секунд 5, и он уже перед вами. Но остановиться вам не дают, вы должны прикоснуться рукой на ходу. И мне, и людям, с которыми я ездил, показалось, что нам даже секунды не дали на то, чтобы прикоснуться к святыне, и никто толком не запомнил, как выглядит ковчег и пояс. И все это после 16 часов!

Спрашивается,  для кого все было это сделано? Почему нельзя отнестись к человеку с уважением,  дать ему прикоснуться к святыне, помолиться. Это же несколько секунд, а очередь из-за этого не замедлится. Батюшка же хотя бы в стороне мог бы благословлять, ведь в храме пусто было. Но нет, все пролетали, а ведь тысячи паломников приехали в город, пришли в ХХС только ради этих нескольких секунд.

Таким образом, мероприятие превратилось в фарс, особенно сейчас, когда в храме люди просто проходят под ковчегом без возможности прикоснуться к нему. Они его даже не видят. Ну, поставили бы тогда ковчег на улице, и народ бы пробегал бы под ним – смысл был бы тот же, потому что ни одна из функций храма не задействована, ни одна задача священнослужителей не выполняется. Все преследуют корыстные цели – продажу свечей да иконок.

Кстати, после того, как мы вышли из храма, нужно было возвращаться к машине, к Крымскому мосту, преодолев два км. Но идти уже никто не мог, поэтому мы поймали такси. Но довезти нас согласились только за 500 рублей. И это за два-то километра!


Послесловие

Это мероприятие, при грамотной организации и уважительном отношении к прихожанам, могло бы превратиться в ежегодное паломничество, как Хадж в Мекку. Но даже в Саудовской Аравии организация соответствует по уровню XXI века, а мы до сих пор живем в веке прошлом. Единственные навыки, что у нас есть: мы умеем гнать толпу по этапу, без внимания и уважения к людям, без учета этической составляющей, без внимания к верующим. Есть еще много идей, но все они едва ли уместятся в одном посте.

Начальству главное, чтобы все выгладило красиво на бумаге, но если у человека нет профессиональных навыков, он просто мыслит и действует в пределах того, что знает. Может бть, он и старается, но не выходит за рамки своего мышления и компетенций.  Следовательно, надо было доверить организацию мероприятия настоящим профессионалам.

Я являюсь заместителем директора одной из государственных спортивных олимпийских организаций и как никто знаю всю глупость и вялость государственной бюрократии, но ведь на такие крупные мероприятия средств не жалеют, тем более в Москве. Была бы голова на плечах! Единственное спасибо хочется сказать всем молодым парням – полицейским. Они были максимально корректны и терпеливы, зябли наравне с нами на улице, чего опять же нельзя было допускать их начальству!

 

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала