Что делают потенциальные путешественники во Всемирной паутине? Как добиться того, чтобы ваш турпродукт стал популярным в интернет-пространстве? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА.Туризм Ирине Нехорошкиной ответил руководитель направления Travel компании Google UK Натаниэль Бугхольц.
- Число пользователей интернета растет в геометрической прогрессии по всему миру. Какое значение всемирная сеть играет в сфере туризма?
- Если вы находитесь в Сети, вместе с вами там находятся еще 450 миллионов человек одновременно. Интернет очень важен в жизни людей, он позволяет быстро найти нужную информацию, с помощью видеороликов получить живое представление о том или ином месте и даже потратить деньги. По статистике 90% людей в возрасте от 24 до 35 лет что-нибудь хоть раз приобретали через интернет.
В 2011 году 84% американцев, собираясь в путешествие, прибегали к помощи интернета, хотя еще год назад таких продвинутых туристов было только 79%. На примере США видно, что количество таких пользователей быстро растет.
Люди смотрят онлайн фото и видео, связанные с местом путешествия, читают отзывы, бронируют отели, заказывают авиабилеты и многое другое для организации своего тура. Потом они возвращаются и делятся в Сети собственным плохим или хорошим опытом со всеми желающими. Потом появляется следующий желающий отдохнуть, и цикл повторяется. Мы называем это "циклом путешественника".
- Насколько эффективна интернет-реклама по сравнению с традиционными каналами продвижения турпродуктов? Почему, на ваш взгляд, традиционные методы все еще остаются востребованными?
- Онлайн-реклама очень эффективна, притом что она требует небольших денежных затрат. Рекламодатель платит только тогда, когда клиент кликом обращает внимание на его рекламу. Вы знаете, что владельцы 70% всех отелей в США считают, что реклама в интернете - один из самых лучших видов рекламы. Около тысячи крупнейших компаний США размещают свою рекламу онлайн.
При этом традиционные методы размещения рекламы, назовем их общим термином "офлайн-реклама", все еще сохраняют значительные преимущества. До 70% от общего объема рекламы приходится на телевидение, а остальные 30% примерно поровну делят между собой бумажные СМИ и интернет. Происходит это потому, что люди, которые принимают решения на высоком уровне, обычно не понимают устройства интернета и не умеют пользоваться Сетью.
А эффективность онлайн-рекламы во многом зависит от того, на каком этапе продавец или рекламодатель войдет в "цикл путешественника". Мы не просто подталкиваем людей к заказу тура, а рекомендуем, где поискать информацию о том или ином месте, где посмотреть видео или прочитать отзывы. Большое количество пользователей уже активно пользуются этими услугами.
Только в интернете есть возможность пообщаться с опытными туристами и получить объективную информацию о месте своего предполагаемого путешествия.
- Какие из турпродуктов наиболее успешно рекламируются в Сети (букинг, экскурсии, аренда автомобилей, тематические фестивали)?
- Самые простые сделки, которые клиенты в состоянии провести самостоятельно. Кстати, имейте в виду: когда в рекламе есть номер телефона, люди доверяют такой рекламе больше. Многие пользователи ищут информацию и контакты онлайн, а потом обращаются к поставщикам турпродукта напрямую.
Большинство людей начинают с поиска в интернете, 36% прежде всего посмотрят первоначальную информацию, например, о месте, куда бы хотелось поехать. Рекламодателю важно понимать, какие продукты можно на этом этапе предложить, что в первую очередь заинтересует клиента в момент поиска. В Google у нас есть так называемая контекстная охота. Есть люди, которые не могут сами принять решение, мы хотим их подтолкнуть к приему решения, вдохновить на путешествие. Это хорошее место для размещения рекламы своего города.
- Есть ли компании, для которых такой вид рекламы не подходит, например, малый или крупный бизнес?
- Все зависит от компании, которая рекламируется. Даже самая маленькая компания может иметь эффективную рекламу в интернете. Например, мой отец, который имеет совсем небольшой бизнес в США, весьма доволен рекламой в Сети, хотя тратит на рекламу всего два доллара в день. Представитель любого бизнеса может зайти на Google и найти то, что ему нужно, но большую часть в интернете составляют все-таки не очень большие компании.
- Таргетинг - одно из ключевых преимуществ онлайн-рекламы: рекламодатель самостоятельно определяет, какие пользователи будут видеть его рекламу. Можно ограничивать показ рекламных объявлений по географическому положению, по интересам и так далее. Как таргетинг используется в рекламе туризма?
- На Google таргетинг может быть очень эффективным, и клиент всегда может видеть, сколько получает и сколько тратит. Если вы рекламируете ресторан, то не имеет смысла направлять рекламу в другую географическую зону. В таких ситуациях лучше ориентироваться на один регион.
Первый плюс онлайн-рекламы в том, что можно нацелиться на любую страну. Если туристическая компания работает на внутреннем направлении, то ей нет смысла давать рекламу в других странах, а если фирма занимается въездным туризмом, то ей нужно рекламироваться в других странах, чтобы привлечь иностранцев к сотрудничеству.
Другое преимущество интернета состоит в том, что при просмотре можно использовать "Google.Переводчик", чтобы прочесть информацию на незнакомом языке. Еще можно пользоваться электронным кошельком от Google.
- Есть ли взаимосвязь между турпродуктом и способом рекламы? То есть существует ли для определенного продукта свой тип рекламы в интернете, который срабатывает более эффективно?
- Существует три основные способа, которые срабатывают практически во всех случаях: поиск, наличие исчерпывающей информации, просмотр фото или видео. Если человек знает, что конкретно он хочет, то заходит в поиск и быстро выбирает, что ему нужно. Если вы рекламируете место, куда люди могут поехать, то им захочется получить больше информации именно об этом месте. Труднее всего работать с видео, потому его труднее производить. Наиболее популярные ролики - это самые простые, те, которые выкладываются самими пользователями на YouTube. При этом просмотр видео имеет вирусный эффект, ролики очень хорошо расходятся.
- Какие регионы планеты лучше реагируют на интернет-рекламу, а какие хуже?
- Страны с наибольшим количеством пользователей интернета, где популярны смартфоны, а потенциальные клиенты могут находиться в Сети постоянно. Впереди всех США, потом - Великобритания, далее - Канада, Германия и Франция. Эти страны лидируют по доходам от интернет-рекламы. Также мы отмечаем значительный рост числа пользователей интернета, соответственно и онлайн-покупателей в Латинской Америке. А Россия отличается самым интенсивным ростом числа онлайн-покупателей в мире.
- По вашему мнению, относится ли туризм к наиболее перспективным направлениям в сфере интернет-рекламы?
- Туризм - самый зрелый вид такой рекламы. Существует много туристических бизнесов, которые построены только на онлайн-рекламе и распространении. Например, розничная продажа туристических услуг через онлайн-магазины. Потому что там пользователь моделирует конкретный тур под себя, может выбрать даты и цены, а также заказать дополнительные услуги. Туризм один из самых крупных бизнесов для Google.
- Можете ли вы оценить рост востребованности интернет-рекламы за последние пять лет?
- Рынки, о которых я говорил раньше, уже очень зрелые. Там прирост объема рекламы в Сети составляет примерно 20% ежегодно. В ближайшие годы количество интернет-пользователей будет расти в геометрической прогрессии, потому что мобильные средства будут совершенствоваться. Скоро телевидение и интернет сольются в одно пространство, и мы будем смотреть Google TV.