Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Освобождение летчиков Садовничего и Руденко в Таджикистане – это, безусловно, радостное событие. Явная неадекватность назначенного им наказания (восемь с половиной лет лишения свободы) плюс очевидные попытки таджикских властей использовать этих людей в качестве разменной монеты при политическом торге с Москвой – все это было слишком очевидно.
Но вот можно ли назвать долгожданное освобождение триумфом законности? Увы, нет. И дело тут не только в том, что абсурдные обвинения в незаконном пересечении границы и контрабанде не сняты таджикской стороной. Вызывают сомнения и методы, которыми Москва давила на Душанбе. Откуда в первые же дни кризиса выявились сотни таджикских нелегалов, готовых к депортации на родину? Напомню, что депортировать из России гражданина иностранного государства, да к тому же еще и союзного, которым является Таджикистан, можно только по решению суда.
Значит, наши суды в авральном порядке вынесли все эти сотни решений. Логика получается почти та же, что и у таджикского правосудия: власть говорит "Надо!", а суды отвечают "Есть!"
О том, как эта схема работает в Таджикистане, можно было узнать на конкретном примере как раз в эти дни. После того, как президент Эмомали Рахмон "взял под личный контроль" прежде якобы не интересовавшее его дело летчиков, сначала таджикская прокуратура, а потом и суд начали быстренько отыгрывать назад.
Это напоминало прокрутку кинопленки в обратном направлении: сначала рассмотрели апелляцию, потом заменили восемь с половиной лет на два с половиной года, потом зачли проведенные в неволе полгода, а оставшиеся два скостили по амнистии. Вряд ли эта ситуация добавит популярности Таджикистану: ни инвесторы, ни туристы, да вообще никто не любит суды, способные по первому намеку пересмотреть свои решения.
А в случае с Садовничим и Руденко ситуация отягчается еще и тем, что летчики освобождены по нереабилитирующим основаниям – они по-прежнему признаны виновными, просто наказывать их больше не будут.
Отказ реабилитировать отпускаемых на волю летчиков – шаг, очень характерный для постсоветского пространства. Реабилитировать – значит признать ошибку. Признать ошибку – значит извиниться, а извинение для постсоветского лидера – это страшное унижение, избегать которого нужно всеми средствами.
Но, не извинившись, Рахмон идет на другой риск: он оставил Москве повод для сохранения тех санкций в отношении Таджикистана, которые она уже посчитала нужным наложить.
Международная политика – штука почти столь же циничная, что и политика внутренняя. Ссориться по любому поводу – дурной вкус, иногда надо смиряться с неизбежным. Не составляет исключения и такая болезненная тема, как положение граждан бывшей метрополии на территории бывшей колонии.
В свое время Великобритания смирилась с изменением статуса своих колонистов в Африке, ставших вдруг белым меньшинством в странах с "черными" правительствами. Требование у Лондона было одно: соблюдение в отношении соотечественников тех законов, которые приняты в соответствующем новом независимом африканском государстве. (А почти все бывшие британские колонии обзавелись вполне цивилизованными сводами законов – не всегда, увы, выполняющимися.)
Мертвый узел Таджикистана. Читать на сайте InoСМИ>>
Режим Мугабе в Зимбабве попал под санкции не потому, что не признавал над собой власти Великобритании, а потому, что не соблюдал в отношении своих белых и черных граждан собственные законы.
А когда у Москвы попадают в немилость соседи по СНГ? Увы, с нашей стороны это, как правило, именно "немилость", а не грамотная и последовательная политика.
Разве в Туркменистане права российских граждан не попираются в некоторых ситуациях еще более грубо, чем в случае с летчиками в Таджикистане? Разве при Януковиче были устранены те дискриминационные нормы в отношении русского языка на Украине, которые появились при Кучме и Ющенко? Ничего этого нет.
Но Ющенко нарвался на открытую ссору с российскими чиновниками категории А – и стал для России парией, врагом, с которым и разговаривать-то не о чем. А Виктор Янукович и Гурбангулы Бердымухамедов таких ссор счастливо избежали – и все у нас с подведомственными им странами вроде как в порядке.
У Таджикистана вполне цивилизованное законодательство – есть там и про негосударственные организации, и про оппозицию, и про неприкосновенность личности. Но реальных усилий по исполнению этого законодательства в республике не предпринималось никогда – и это Россию много лет не беспокоило.
Теперь вдруг обеспокоила ситуация с летчиками. Почему? Очевидно, приговор пилотам стал последней каплей. Нет, не в нарушениях прав российских граждан, а в списке личных выпадов против представителей российской власти.
Рахмон уже несколько лет позволял себе открыто давить на российского президента Дмитрия Медведева. То Рахмону не понравилась речь Медведева в Узбекистане насчет новой гидроэлектростанции с российским участием, то он взялся рассуждать о недостаточном раскаянии российской власти за преступления сталинского режима.
Если Рахмон рассчитывал, что имеет дело с не умеющим дать сдачи интеллигентом, то он ошибся. Но вот беда – ощущения триумфа законности как не было, так и нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции