США футбол до сих пор презрительно зовут соккером, но постепенно время делает свое дело, и теперь уже вид спорта номер один в мире (что бы они ни говорили там за океаном) посягнул на американскую святыню — Бродвей. Причем сделал это настолько успешно, что у многих появилось желание пойти по проторенному пути. В конце концов, что может быть успешнее и прибыльнее мюзиклов, на афишах которых фигурируют такие имена, как Пеле и Бекхэм? Конечно же, это не они выступают на сцене, а актеры мюзиклов играют их жизнь, а еще играют в футбол, разумеется.
Король подмостков
Если вы упустили момент, когда Пеле стал североирландцем, значит, вы просто ничего не знаете о мюзикле, поставленном по его автобиографии. Кстати, мутация по типу "бразильская звезда футбола — ирландский парень из подворотни" обошлась не без легендарного Эндрю Ллойда Уэббера, но обо всем и по порядку.
Изначально под названием My Life and the Beautiful Game была издана автобиография знаменитого Пеле, который после окончания карьеры начал зарабатывать куда больше денег, чем в свои по-настоящему золотые футбольные времена. Историей жизни бразильца нельзя было не вдохновиться, и за одноименную постановку в 2000 году взялся не кто-нибудь, а Эндрю Ллойд Вебер. Так что Пеле в какой-то мере теперь такая же суперзвезда мюзиклов, как и Иисус Христос. Уэббер на более мелких персонажей не разменивается.
Премьера мюзикла в Кембриджском театре критикам не понравилась, они сочли сюжет примитивным, предсказуемым и весьма низкопробным: "Удивительно, зачем вообще за это взялся сам Эндрю Ллойд Уэббер?" В чем-то они, конечно, правы, но, с другой стороны, разве не все сюжеты мюзиклов немного поверхностные и слегка напыщенные? Канва повествования о любви всегда лишь в шаге от "Ромео и Джульетты", и My Life and the Beautiful Game не исключение. Действие футбольного мюзикла Уэббера разворачивается в Северной Ирландии. Он футболист, она его любит, ну и, конечно, если они живут в этой стране времен 60-х, без религиозных столкновений никак не обойтись.
Но это не все, что случилось с Пеле за последние десять лет современной истории мюзиклов. Автор либретто Бэн Элтон получил новое задание: сделать из неудачной постановки что-то более близкое канадскому зрителю под названием The Boys in the Photograph. Вы же понимаете, что история о футболе, возымевшая успех в Канаде — это чистого вида противопоказание для Бродвея. В итоге в США этот мюзикл так и не был поставлен, о чем в 2010 году многие пожалели.
Дело в том, что спустя несколько лет Уэбберу удалось "прогнать" свой мюзикл с относительным успехом в Ливерпуле и вдохновить на постановку своей "нетленки" — внимание! — североирландцев, далеких от этого жанра, а потом он решил поучаствовать в чемпионате мира по футболу-2010, точнее, в мероприятиях, посвященных первому в истории Мундиалю на территории Африки. Вопросы религиозной нетерпимости и всепоглощающей любви к футболу — что может быть интереснее для африканцев? В Йоханнесбурге мюзикл приняли "на ура".
Бекхэм на Бродвее
Большие боссы Бродвея хоть и посмеялись над Уэббером, но идею на вооружение все-таки взяли. К тому же для начала работы у них под руками уже есть готовое либретто, и даже главный режиссер. Американцы искренне вознамерились сделать мюзикл-версию знаменитого фильма "Играй как Бекхэм". Ну а почему нет? В конце концов, Бекхэм до сих пор самый узнаваемый и, главное, почти "местный" футболист в США, а значит, со слоганом для афиши все в порядке. Жаль только, что Кира Найтли отказалась работать в этом проекте, сославшись на занятость. В свое время роль в одноименном фильме принесла ей всемирную известность, и многие бы пришли оценить постановку с ее участием. Но и это не проблема. У мюзикла отличный продюсер — Соня Фридман, известная работой над проектом "Блондинка в законе" (Legally Blonde), а значит, у нее уже есть успешный опыт по переносу киносюжетов на бродвейскую сцену.
И не нужно забывать, что в свое время "Играй как Бекхэм" поставил рекорд в британском кинопрокате, так что и мюзикл непременно будет интересен зрителям не только на Бродвее, но и в Лондоне.
"... и мяч на земле"
Разумеется, обе эти истории заслуживают внимания широкой публики, но они пока не получили божественного благословения, как футбольный мюзикл, поставленный во время Евро-2008 швейцарскими монахами. "...И мяч на земле" — вполне себе возвышенное название для церковно-футбольной постановки. Автором либретто этого произведения стал пастор реформаторской церкви Ахим Кун, который на досуге успевает писать детективы, а его друг Энди Шнотц взялся за музыкальную часть. Разумеется, мюзикл посвящен появлению всего самого прекрасного на Земле, в том числе футбола. История создания самой популярной игры в мире ведется от Адама и Евы, а сам мяч стал предметом борьбы Бога с дьяволом, добра со злом. Противостояние бирюзовых и красных — ключевое в этой постановке. Преимущественно в ней были задействованы дети от 8 до 16 лет. Когда швейцарское телевидение решило взять комментарий у одной из престарелых жительниц после премьеры в городке Тамнис, старушка выдохнула: "Господи, спаси и футбол тоже, но я так хотела отдохнуть от этой игры хотя бы в церкви, но, похоже, придется ждать окончания чемпионата Европы".