"Ма-а-ам! А законно то, что он сделал или нет?" - крик разнесся по квартире, едва я открыла входную дверь. Войдя в детскую, я застала своих пацанов за компьютером, на экране которого розовел фирменный стиль телеканала "Дождь" (о как, оказывается, диссидентство передается по наследству). Как выяснилось, отпрысков волновала судьба красноярского школьника, который несколькими днями ранее что-то там сотворил с агитационными плакатами партии "Единая Россия", развешанными в его родной гимназии.
Так в тысяча первый раз мое Отечество поставило меня перед сыновьями в крайне неудобное положение. Неудобство заключалось в том, что я не могла дать однозначный ответ, типа, "мальчик - хулиган" или "мальчик - герой". Ситуация имела много оттенков, и каждый требовал отдельных объяснений.
Видимую вершину "айсберга", то есть сам поступок школьника, безусловно, можно инкриминировать как мелкое хулиганство. Как-никак, а порча чужого имущества присутствует.
Что же касается "подводной части", масштабы которой, как все мы знаем, в разы превышают вершину, то здесь мне пришлось пуститься в пространные объяснения, четко контролируя каждое слово. Но от дополнительных вопросов, в 1937 году точно получивших бы статус "измена Родины", я так и не убереглась.
В частности, в ответ на мою фразу о том, что деятельность политических партий в образовательных учреждениях запрещена, услышала: "А кто же тогда разрешил вешать эти плакаты?".
По здравому разумению, конечно же, директриса, которая или законов не знает, или не осмелилась перечить креативщикам партии, от которой зависит ее профессиональное будущее. Конечно, есть и третий вариант - руководство школы просто состоит в фан-клубе "Единой России" и поэтому развешивает ее постеры. И это не агитация, а своего рода дань признательности единороссам, рассказывающим на каждом углу о своих мегаэффективных программах в сфере образования.
Впрочем, третий вариант отметался сразу после прослушивания записанной школьником и выложенной в Интернет "воспитательной беседы", которую провела за закрытыми дверями директор.
О славных деяниях "ЕР" на ниве образования она не сказала ни слова. И, в целом, ее монолог мог бы претендовать на эталон бессвязного красноречия, ибо как иначе трактовать упоминание в "одном флаконе" жития дедушки Ленина, христианского поведения и намеки на расправу с помощью мили… сорри, полиции?
Но это еще ничего - чисто по-человечески педагога понять можно. В отличие от вице-губернатора Красноярского края, который, судя по всему, головой отвечает за предвыборную кампанию в местной Администрации. Так и хочется ему сказать, что "вопиющее невежество", которым он обозвал действия школьника - это, скорее, то, как он и его коллеги продвигают в массы единоросский спецзаказ.
Достаточно упомянуть всего несколько из нескончаемой вереницы эпизодов их агитационной деятельности. Вот скажите мне, кому адресованы рекламные щиты, расположенные аккурат напротив хабаровского кладбища, на которых написано "Будущее за нами" и "Движение - только вперед"? Какую цель преследуют листовки, раздающиеся в детсадах? Они что, думают, что родители поведутся на лепет четырехлетнего ребенка: "Мамочка, давай на выбо'ах голосовать за "Единую 'оссию", мот'и, какую ка'тиночку дали к'асивую"? На какой электорат рассчитан ролик, гуляющий по Калининградской области, где вице-премьер Жуков, губернатор Цуканов и директор порта Колесник выступают в образах джедаев из "Звездных войн"?
Складывается впечатление, что те, кто "рулит" предвыборной компанией (а, по сути, всеми нами), убеждены, что народ бездонно глуп, и чем примитивнее - тем доступней. И вот это как раз и является той самой "подлостью", в которой высокий административный чин также обвинил красноярского подростка.
Однако если с этим все относительно понятно, то кто мне расскажет, посоветует, как комментировать такие вещи детям? Я-то их идиотами не считаю, да и себя дискредитировать в их глазах не хочу, а потому не могу себе позволить отвечать на вопросы пацанов ура-патриотическими лозунгами. Они уже десятки раз своими глазами видели, как замирают в многокилометровых пробках сигналящие "неотложки", как нас "подрезают" членовозы с мигалками, которые их отец отказывался пропускать. Видели, в каких условиях не живут - выживают люди в провинции. Как в рамках модернизации армии уничтожается содержимое военных складов, созданное кровью и потом наших трудившихся в тылу бабушек. Как безжалостно вырубаются гектары реликтовых лесов и крушатся памятники архитектуры. Увы, этот список можно продолжать и продолжать…
Я справлюсь с любыми экономическими трудностями, имея навыки готовить из одной синюшной курицы "первое-второе-третье-и-компот" на неделю. Я справлюсь с отсутствием горячей воды или электричества, переехав на дачу. Я справлюсь с невозможностью купить новые вещи, технику и прочие маленькие радости жизни. Это действительно не главное.
Но я не знаю, как справиться с задачей вырастить из двух моих парней нормальных (в моем понимании - неравнодушных, порядочных, ответственных, гражданственных, принципиальных) людей в сегодняшних условиях. Называя вещи своими именами, я буду обязана сделать следующий логичный шаг: примкнуть к какой-либо оппозиционной организации или партии. Но таких, с которыми было бы не стыдно, у нас нет. Конечно, можно последовать замечательной поговорке "Если не можешь победить бардак, то надо его возглавить". Честно скажу - не готова. Ни опыта нет, ни мужества, ни средств. И это не только мои мысли. Их разделяют миллионы.
Разделяют и бездействуют. И, как я, выворачиваются наизнанку перед своими детьми, пытаясь объяснить им правила жизни на прокрустовом ложе Отечества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции