Рейтинг@Mail.ru
Духанина: школы не могут существовать без информационных технологий - РИА Новости, 22.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Духанина: школы не могут существовать без информационных технологий

Читать ria.ru в
Дзен
Интернет как информационная среда на глазах меняет характер образования в нашей стране. О новых возможностях, которые предоставляет глобальная сеть учителям и ученикам, рассказала в интервью РИА Новости заместитель председателя комиссии по образованию Общественной палаты РФ, вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, директор школы «Наследник» Любовь Духанина. Беседовала Ирина Зубкова.

Интернет как информационная среда на глазах меняет характер образования в нашей стране. О новых возможностях, которые предоставляет глобальная сеть учителям и ученикам, рассказала в интервью РИА Новости заместитель председателя комиссии по образованию Общественной палаты РФ, вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, директор школы «Наследник» Любовь Духанина. Беседовала Ирина Зубкова.

- Любовь Николаевна, насколько быстро проникают информационные технологии в образовательную среду?

- Стремительно. Это же очевидная вещь: школа без информационных технологий сегодня существовать не может. Ведь какова основная задача школы? Сформировать у ребенка адекватную картину мира. И сегодня, когда весь мир уже живет внутри информационных технологий, взять и консервативно оставить школу без них, было бы просто профессионально неграмотно.

- Мы часто слышим о том, что сегодня ученики в компьютерных технологиях разбираются лучше учителей.

- Дети быстро осваивают все новое, а взрослым, как правило, требуется на это больше времени. Но на сегодняшний день той проблемы, которая была восемь-десять лет назад, когда учителя, особенно пожилые, переживали, боялись и не хотели двигаться в этом направлении, - уже нет. Учителя понемногу освоили компьютер, совершенно спокойно работают в электронной почте, многие самостоятельно делают презентации к своим урокам, пользуются цифровыми образовательными ресурсами - например, «Открытой коллекцией», которая основана на деньги государства. Это большое подспорье, потому что облегчает поиск интересного материала при подготовке к урокам. Сейчас цифровые образовательные ресурсы развиваются - появляется возможность не только видеть какой-то дополнительный материал, а сделать лабораторную работу и многое другое, - и становятся еще более востребованными. Российская академия образования проводила исследование - и выяснила, что цифровыми открытыми образовательными ресурсами учителя пользуются намного активнее, чем их ученики.

- Проект «Социальный навигатор» РИА-Новости при поддержке МАМСО проводит сейчас Всероссийскую интернет-перепись учителей. Это тоже исследование уровня информационных компетенций педагогов.

- С нетерпением ждем его результатов, выводов, итоговой аналитической записки. Думаю, что и там мы увидим, что барьер страха уже давно пройден, и сейчас речь идет не об овладении, а о наращивании реальных компетенций в области информационных технологий. Сегодня недостаточно уметь пользоваться таблицами Excel: нужно работать в других средах, уметь работать в сетевых сообществах, с большим количеством программных продуктов...

- Какие сложности встречаются на пути их освоения?

- Материальная и программная база для информационных технологий фактически устаревает каждые три года, а учителя так быстро учиться не успевают. Думаю, необходимо увеличить объем времени для подготовки учителей. Сегодня это всего 72 часа раз в пять лет; для учителей начальной школы немного больше: в связи с внедрением цифровых технологий в новом стандарте начальной школы. Но все равно этого совершенно недостаточно для того, чтобы учитель был современным, действительно оставался на переднем крае информационных технологий. Может быть, надо найти возможности для дистанционного повышения квалификации, ведь иначе трудно организовать его без потерь для учебного процесса. А главное - государство должно увеличивать финансирование именно на повышение квалификации учителей.

- Где же учителю - как правило, перегруженному, работающему на полторы-две ставки, - взять время на повышение квалификации?

- Думаю, учебные модули для учителей можно делать в каникулярное время. Ведь для того, чтобы повышать квалификацию, человек тоже должен быть работоспособным. Если же он весь день отработал в школе, и ему нужно пойти осваивать какой-то новый материал, а на нем еще висит проверка тетрадей и подготовка к завтрашним урокам, то процесс обучения эффективным не будет.

- Какими информационно-коммуникационными технологиями могут пользоваться учителя, что именно они находят в сети?

- Они находят интересные данные, ведут профессиональные дискуссии: обсуждают в профессиональных сетевых сообществах общие темы, связанные с предметом, с содержанием предмета, может быть, с контрольно-измерительными материалами по ЕГЭ. Могут обсуждать учебники - в каком из них какая тема лучше дается. Они могут посмотреть на разработки уроков своих коллег. В общем, все то, что составляет профессиональный интерес учителя.

- Разработки уроков коллег? А это этично - проводить урок по чужому конспекту?

- Идеальная ситуация, к которой нужно стремиться, - когда учитель к каждому уроку готовится с учетом особенностей каждого класса, так что уроки на одну и ту же тему, которые он проведет сегодня в 7 «А» и 7 «Б», будут разными: с учетом состава детей, скорости освоения ими материала, особенностей мышления детей... План каждого урока должен быть персонально разработан под конкретный класс учителем. Если вы берете в интернете чужую разработку, ничего с ней не делаете, а просто используете один к одному, то вы тогда не просто не творец, а даже не хороший ремесленник. И это, к сожалению, негативное следствие информационной доступности: соблазн не создавать свое, а взять готовое чужое.

Но из разработок коллег можно и почерпнуть какие-то идеи. Кроме того, можно взять иллюстративный материал: виртуальную экскурсию по Дрезденской галерее, например. Зачем каждый учитель будет сам ее разрабатывать: искать в библиотеке книги, сканировать, проводить другую техническую работу? Можно воспользоваться тем, что уже сделали коллеги, и я не вижу в этом ничего плохого. Можно найти в открытом доступе разные экранизации одного и того же литературного произведения - и в технологии «Дебаты» провести сравнение режиссерских позиций по отношению к конкретному герою. Но два скачанных в интернете фильма - это еще не урок. Урок появляется только тогда, когда учитель его создал.

- Какие еще проблемы возникают в процессе информатизации российского образования?

- К нам в Общественную палату поступают в последнее время необычные жалобы. Ребенок подготовил красивую презентацию, выступил с ней на уроке и рассчитывает на пятерку. При этом ни на один вопрос по теме он не ответил, ведь презентацию он мог делать, бездумно что-то копируя с сайтов и вставляя в шаблон. Какую оценку должен получить ребенок? Мнения расходятся. Учитель считает - и оправданно! - что, кроме красивой презентации, ребенок должен нам продемонстрировать понимание темы, знания, умение оперировать ими. А родитель говорит: «Извините, у вас к презентации есть вопросы? Нет. Ставьте пять баллов!» Так что внедрение информационных технологий затронуло даже тему оценки знаний. Профессиональный учитель, конечно, продолжает оценивать понимание материала, а не внешнюю эффектность. Но это очень трудно: объяснить, почему при блистательной презентации он ставит не пять баллов, а три.

- Останутся ли в будущем традиционные уроки - или дети будут учиться через интернет?

- Останутся, и в начальной школе их доля будет большой, в средней она будет сокращаться. В старшей сократится еще сильнее, потому что будет увеличиваться объем самостоятельной работы и проектно-исследовательской деятельности. Но вообще возможности обучения через интернет нужно развивать. Талантливому ребенку из сельской школы можно таким образом обеспечить доступ к качественным образовательным ресурсам, даже если он не хочет или у него нет возможности уехать из села, а там учителя по какому-то предмету просто нет. Через интернет ему становятся доступными образовательные модули, и он получает гарантированный государством объем образования. Другая ситуация - когда детям нужны образовательные модули повышенного уровня. Сейчас много говорят о нанотехнологиях, но из школьных учебников о них не узнаешь. Нужны модули, которые будут рассказывать детям и на фундаментальном, и на научно-популярном уровне о новых тенденциях в науке, о новых открытиях. Разместить эту информацию в «электронной гимназии» значительно легче, чем поменять стандарт, напечатать учебники, разослать их по всем городам и еще обучить всех учителей.

Фактически «электронная гимназия» осовременивает учебный процесс и позволяет сделать его гибким. И именно это - основной вектор, по которому должно двигаться образование.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала