Подготовлено редакцией ИноСМИ для проекта "Weekend РИА Новости"
Можно ли винить жесткую политику нового художественного руководителя Большого театра в том, что Наталья Осипова и Иван Васильев неожиданно ушли в Михайловский балет?
Посмотрите фотоленту: Солисты Большого Иван Васильев и Наталья Осипова >>
В конце прошлой недели мир балета был ошеломлен новостью: две главные звезды Большого театра Наталья Осипова и Иван Васильев сбежали в Михайловский балет в Санкт-Петербурге. Всех интересовал вопрос: почему Осипова и Васильев (энергичная пара как на сцене, так и за кулисами) решили отказаться от Большого – со всеми его ресурсами и престижем – в пользу не столь крупного и известного Михайловского.
Общественности они объяснили поступок желанием более широкого репертуара и большей творческой свободы. Васильев, в частности, жалуется на занятость в ограниченном количестве ролей. Но это, может быть, не вся история. Конечно, Михайловский решил модернизироваться, недавно назначив художественным руководителем испанского хореографа Начо Дуато (Nacho Duato), которому поручено добавить в его репертуар более современные работы.
Посмотрите фотоленту: "Прелюдия" Начо Дуато на сцене Михайловского театра >>
Но за последнее десятилетие Большой также творил чудеса, пытаясь уйти от своей репутации советского динозавра и пополнив репертуар авторскими работами чрезвычайно одаренного хореографа Алексея Ратманского, а также привлекая к работе людей со стороны, таких как Твайла Тарп и Кристофер Уилдон (Twyla Tharp &and Christopher Wheeldon), и пригласив Уэйна МакГрегора (Wayne McGregor) для постановки в сезоне 2013 года новой версии "Весны священной".
Творческой свободы, которой, скорее всего, хотелось бы Осиповой и Васильеву, не хватает не столько в рамках нынешнего репертуара, сколько в возможности путешествовать. Когда Сергей Филин был назначен новым художественным руководителем Большого театра в начале этого года, он объявил о своем намерении ограничить своим основным танцорам количество гостевых выступлений с иностранными труппами. Это, должно быть, плохо отразилось на Осиповой и Васильеве, особенно после этого лета, когда они не только получили похвальные отзывы критики, выступив в качестве гостей с American Ballet Theatre, но и решали проблемы обучения и выступления в "Ромео и Джульетте" Эштона (Ashton) в Лондоне, о чем они поделились со мной.
Учитывая, что Михайловский театр обхаживал эту пару в течение года, было бы интересно знать, чем отличаются условия их контрактов в Москве и Санкт-Петербурге. Наверняка, однако, ясно, что вопрос заполучения звездных танцоров будет оказывать все больше влияния на компании по всему миру. По иронии судьбы Большой театр только что в прошлом месяце заимел свою собственную главную звезду, бывшего первого танцовщика American Ballet Theatre Дэвида Холберга (David Hallberg), которого все ожидали увидеть одним из партнеров Осиповой на московской сцене.
Посмотрите фотоленту: "Спящая красавица" и ее избранник на сцене Большого театра >>
Поскольку интернет помогает открывать мир танца, и исполнители, и поклонники все лучше узнают о том, кто еще есть и где. Танцовщики хотят попробовать себя в разных ролях и на все большем количестве сцен; публика хочет увидеть вживую исполнителей, о которых они прочитали или кого смотрели на YouTube. Всех одинаково все меньше удовлетворяет то, что доступно у себя дома.
Оригинал публикации: Bolshoi ballet defections: a case of itchy feet?