Упрощение визового режима между Россией и США, которое облегчит жизнь туристам и бизнесу, - попытка преодолеть напряженность в двусторонних отношениях, говорят эксперты. Однако, несмотря на то, что она может оказаться вполне успешной, полной отмены виз в ближайшем будущем ожидать не стоит, предупреждают политологи.
Россия и США в субботу обменялись нотами об облегчении визового режима. Согласно этому документу, бизнесмены и туристы смогут получать многократные визы сроком на три года, а чиновники обеих стран - годовые многократные визы.
Пока неясно, когда россияне и американцы начнут получать визы по новым условиям, поскольку российское законодательство не предусматривает выдачу многократных трехлетних виз и Москве еще предстоит ратифицировать соглашение.
В минувшую пятницу замглавы российского МИД Сергей Рябков заявил, что облегчение визового режима между двумя странами - первый шаг к его отмене.
"Мы рассчитываем, что американские коллеги поддержат нас и будут воспринимать нынешнее соглашение как трамплин или точку отсчета для более значимого документа. Его тоже хотелось бы разработать в исторически короткие сроки", - заключил Рябков.
Политологи не разделяют оптимизма дипломатов, отмечая, что США вряд ли пойдут на такой шаг, поскольку опасаются неконтролируемого потока мигрантов и роста организованной преступности.
"Что-то есть в этом шаге"
Отменить визы между Россией и США в марте этого года предложил премьер-министр России Владимир Путин на встрече с вице-президентом США Джо Байденом.
"Американцы без энтузиазма относятся к этой идее. Это [облегчение визового режима] - такая уступка России", - отметил в беседе с РИА Новости заместитель директора Института США и Канады Виктор Кременюк.
Отсутствие у американцев энтузиазма, по мнению эксперта, связано с тем, что отношения между Россией и США развиваются очень слабо. "Если бы все-таки у нас были более интенсивные деловые отношения, особенно в сфере бизнеса, в сфере культурных обменов, тогда значительная часть американцев была бы заинтересована в том, чтобы облегчили визит. Но у нас не очень активные связи, поэтому со стороны американцев это воспринимают так: мы от них просим, ну, надо согласиться, потому что отношения могут опять зайти в тупик", - пояснил Кременюк.
Упрощение визового режима может дать толчок развитию отношений в сфере бизнеса и экономики, считает эксперт. "В нем что-то есть, в этом шаге. Почему образуется такая пробка в наших отношениях с Америкой? Мы не развиваем отношения, у нас не появляется новых серьезных сфер взаимоотношений, это торговля, это инвестиции, это передача технологий, - говорит он. - Так, что может быть, шаг в области облегчения визового режима может в какой-то степени содействовать, скажем, развитию отношений, например, в области бизнеса".
Визовые уступки являются отражением экономических проблем в США, полагает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. "Возможно, это отражение экономических проблем в самих штатах, которым нужно обеспечить приток бизнесменов и активизацию хозяйственной деятельности. Но даже если это и так, это прекрасно, потому что расширение коммерческих связей, расширение хозяйственных связей - это хорошо", - сказал он в беседе с РИА Новости.
Позитивным этот шаг можно назвать и с точки зрения повышения доверия между двумя странами, полагает директор Центра европейских исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев.
Визовые уступки отношениям не помогут
Несмотря на очевидные плюсы для развития экономических и бизнес-связей, облегчение визового режима вряд ли поможет преодолеть политическую напряженность в отношениях Москвы и Вашингтона, говорит Михаил Делягин.
Серьезное охлаждение отношений произошло в связи с разногласиями относительно системы противоракетной обороны (ПРО). США отказались выполнить требование Москвы и предоставить юридические гарантии того, что система ПРО не направлена против России. Более того, как сообщил глава российского МИД Сергей Лавров в минувшие выходные, США признались, что их планы развертывания системы ПРО могут распространиться на Черное, Баренцево, Северное и Балтийское моря.
Россия неоднократно заявляла, что не исключает ответных мер военно-технического характера вплоть до выхода из договора об СНВ.
Еще одной проблемой, обострившей отношения между двумя странами, стало введение Вашингтоном так называемого "списка Магнитского", предусматривающего запрет на въезд в США для ряда российских чиновников, имеющих отношение к расследованию дела Сергея Магнитского.
Некоторые эксперты полагают, что согласие США облегчить визовый режим с Россией продиктовано желанием Вашингтона снизить негативный эффект от введения визовых санкций в отношении чиновников и показать, что приезд простых граждан, напротив, приветствуется.
Так или иначе, небольшие уступки не смогут вернуть к жизни провалившуюся, по сути, перезагрузку, уверен Михаил Делягин. "Локальное продвижение по отдельным вопросам, типа 150-го американского обещания подумать, что там с поправкой Джексона-Вэника, и даже облегчение визового режима - это, в общем-то, ничего не компенсирует. Есть отношения политические и межгосударственные, есть отношения, которые касаются экономики, бизнеса и так далее. Вот на политические межгосударственные отношения Обама возложил такой камень в Гонолулу, что этот камень может стать могильным", - заключил эксперт.
Что мешает отмене виз
Россия хочет добиться отмены визового режима не только с США, но и с Евросоюзом. Как ожидается, этот вопрос в очередной раз будет обсуждаться на саммите Россия-ЕС, который пройдет в середине декабря в Брюсселе.
Ни Евросоюз, ни США не отменят визовый режим с Россией до тех пор, пока российским властям не удастся снизить коррупцию и нормализовать обстановку на Северном Кавказе, считает Михаил Делягин. Ситуация на Северном Кавказе всегда беспокоила европейцев и американцев, и она является одним из главных препятствия для отмены виз, говорит он.
"Мы будем находиться в визовом режиме со всеми развитыми странами мира, потому что у нас есть Северный Кавказ. Потому что у всех развитых стран мира есть своя этническая преступность, есть свой криминал, им совершенно не нужно все это от чужих. Когда у нас социальная катастрофа на Северном Кавказе будет преодолена, Северный Кавказ станет нормальной частью Российской федерации, а не территорией большого напряжения, тогда можно будет обсуждать безвизовый режим", - считает Делягин.
Обстановка на Северном Кавказе действительно волнует США и Евросоюз, особенно, когда речь заходит об отмене виз, соглашается Тимофей Бордачев, однако подчеркивает, что опасения американцев и европейцев сильно преувеличены.
"Я думаю, что причины неготовности [к отмене виз] состоят в неких фантомных страхах, связанных с Россией. Это некая элементарная бюрократическая логика, когда количество террористических актов указывает на страну как безопасную или опасную с точки зрения международного терроризма. И поэтому Россия находится в первых рядах "опасных" стран, потому что на Северном Кавказе стреляют и взрывают частенько", - говорит эксперт.
"Эта смешная цветная бумажка"
Вместе с тем Бордачев уверен, что вопрос отмены виз - проблема исключительно политическая. "Эта смешная цветная бумажка в паспорте с технической точки зрения совершенно не нужна. Контролировать передвижения граждан можно без всяких виз, силами пограничных контрольных органов, - пояснил Бордачев. - Поэтому движение по пути отказа от виз является показателем либо наличия, либо отсутствия политической воли и доверия".
По мнению эксперта, США и ЕС могут использовать стремление России к отмене виз для политического давления на Москву. "Я думаю, что многие в США и Европе хотят использовать эту дискуссию как политический инструмент, чтобы добиться каких-то уступок на международной политической арене", - отмечает Бордачев.
Такое предположение выглядит вполне обоснованным, если учесть, что между Россией и Западом существуют серьезные разногласия не только по системе ПРО, но и в отношении стран Северной Африки и Ближнего Востока, где продолжаются массовые протесты оппозиции. Так, Россия резко осуждает политику Запада в отношении Сирии и действия НАТО в Ливии.
Однако несмотря на существующие политические разногласия, отмена виз - исключительно вопрос времени, считает Тимофей Бордачев. "Я думаю, что в среднесрочной перспективе 10-15 лет, в случае, если не произойдет никаких форсмажорных обстоятельств глобального катастрофического масштаба, Россия и ЕС, Россия и США смогут на основе взаимности перейти к безвизовому режиму", - резюмирует эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции