Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новое топливо, метро и дирижабль. Как очистить воздух в Москве

Воздух москвичам больше всего отравляют автомобили, на их долю приходится 90% всех вредных выбросов в атмосферу. Чтобы хоть как-то очистить городской воздух, нужно пересаживать людей с личных автомобилей на общественный транспорт и строить проветриваемые жилые кварталы, говорят эксперты.

Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.

Воздух москвичам больше всего отравляют автомобили, на их долю приходится 90% всех вредных выбросов в атмосферу, выяснили специалисты Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии города. Чтобы хоть как-то очистить городской воздух, нужно пересаживать людей с личных автомобилей на общественный транспорт и строить проветриваемые жилые кварталы, говорят эксперты.

Специалисты Института экологии города составили рейтинг восьми мегаполисов мира по уровню загрязнения воздуха. Москва заняла в нем четвертое место, оставив позади Лондон и Нью-Йорк. Самым чистым оказался воздух Стокгольма.

Главной экологической проблемой всех крупных мегаполисов специалисты считают автомобильные выхлопы. Причем, если в Стокгольме негативный эффект от этих выбросов снижается благодаря тому, что город расположен на островах и хорошо проветривается, то рельеф Москвы усугубляет ситуацию, не позволяя вредным веществам рассеиваться в атмосфере.

"Рельеф города не способствует тому, чтобы было хорошее проветривание, потому что у нас возвышенные северные и южные окраины столицы, а между ними замкнута котловина центральной части города. При таких условиях выбросы рассеиваются слабо", – отметила ученый секретарь Института экологии города Елена Корнева.

Добавьте к этому тот факт, что Россия до сих пор не перешла на экологический стандарт топлива Евро-3, в то время как Европа уже давно живет по стандарту Евро-4, и получите гремучую смесь, которая не позволяет москвичам свободно дышать.

И если раньше в Москву по специальным воздушным коридорам поступал свежий воздух из пригородов, то в последние годы эти коридоры были разрушены, а новых предусмотрено не было, сетуют эксперты.

"Убрать керосинки"

Чтобы улучшить ситуацию в городе, необходимо переходить на более высокие экологические стандарты автомобильных двигателей и моторного топлива, утверждают экологи.

"В Европе ты стоишь около пробки, но ты дышишь, а у нас стоишь около пробки – и ты умираешь", – говорит Елена Корнева.

Все дело в том, что в России не запрещено эксплуатировать старые автомобили с двигателями, не отвечающими современным экологическим стандартам, объясняет руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. "У нас просто керосинки ездят по городу. Мы не можем это запретить, потому что, как правило, это старые автомобили давних лет выпуска, которые принадлежат, как вы понимаете, небогатым людям. Мы жалеем автовладельца, который не может купить себе новый автомобиль, но не жалеем десять его окружающих горожан, которые этой гадостью дышат", – говорит эксперт.

Другая проблема заключается в автомобильном топливе. С января этого года в России был введен запрет на оборот бензина Аи-95 класса "Евро-2", в сентябре планировалось запретить и Аи-92 стандарта "Евро-2", однако многие заводы оказались технически не готовы перейти на выпуск более экологичных сортов горючего. В результате российское правительство продлило разрешение на реализацию Аи-92 класса "Евро-2" до середины 2012 года.

В итоге россияне по-прежнему ездят на старых автомобилях, заправляются бензином, не соответствующим современным экологическим стандартам, и дышат этими выбросами. Особенно актуальна эта проблема для таких крупных городов, как Москва, где, по разным оценкам насчитывается от трех с половиной до четырех миллионов автомобилей.

Метро, дирижабли и гибриды

Еще один выход из сложившейся ситуации экологи видят в развитии общественного транспорта. "Надо заниматься разгрузкой магистралей. Переход на общественный транспорт, максимальное использование железных дорог, максимальное использование водного транспорта", – сказала Елена Корнева, добавив, что некоторые эксперты даже предлагают развивать дирижабли в качестве одного из видов общественного транспорта.

"Я понимаю, что это утопия, но ситуация такая, что и про дирижабли подумаешь", – заключила она.

И хотя до дирижаблей московские власти пока не додумались, традиционные виды общественного транспорта развивать собираются, называя это одним из приоритетных направлений своей работы. Так, до 2015 года планируется построить более 70 километров линий метро. Кроме того, в городе активно вводятся выделенные полосы для автобусов и маршруток.

Городским властям стоит подумать и о развитии гибридных видов транспорта, считает глава экспертного совета по экологической политике Мосгордумы Александр Чумаков. По его словам, автолюбителями тоже стоит обратить свое внимание на гибридные машины. "Это, кстати, очень выгодно. У моих детей есть один гибрид, и это совсем другие затраты на топливо", – рассказал он в беседе с РИА Новости.

В том же ключе высказался и генеральный директор некоммерческого экологического фонда имени Вернадского Кирилл Степанов. "Перспектива – это, несомненно, использование электромобилей, которые могут снизить вредное воздействие на окружающую среду в городах", – отметил он в беседе с обозревателем РИА Новости.

В градостроительной политике "наломали дров"

В деле борьбы за экологию могла бы помочь и градостроительная политика. "В этом плане перспективны градостроительные и архитектурно-планировочные приемы, которые позволят таким образом застраивать город, чтобы дворы были освобождены от загрязняющих веществ", – отметила Елена Корнева.

Градостроительная политика последних 20 лет только усугубила экологическую обстановку в Москве, сетуют эксперты.

"При советской власти в плане градостроительства предусматривались некоторые коридоры, по которым воздух поступал из пригородов в Москву и, таким образом осуществлялась вентиляция. Сейчас на пути этих потоков во многих случаях построены высотные здания. Этот поток очень легко перекрыть, а потом его ничем не компенсируешь. И, пожалуй, здесь мы сильно наломали дров", – говорит Александр Чумаков.

Помимо проблемы разрушенных воздушных коридоров, которые обеспечивали Москву относительно чистым воздухом из пригородов, существует и проблема проектировки жилых микрорайонов, отмечает член экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. "Авторы планировки микрорайонов не всегда учитывают проблему проветриваемости", – пояснил он РИА Новости.

В Мосгордуме считают, что опасения экологов сильно преувеличены, и отмечают, что градостроительная политика учитывает экологические потребности города. Так, расширение Москвы на юго-запад было продиктовано именно заботой об экологии города, отметил в беседе с РИА Новости глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов.

"Самое главное – строить в сторону Запада по розе ветров, вот куда мы и собираемся [расширять Москву]. Запад, юго-запад – это хорошее направление, потому что в этом случае преобладающие ветры будут выносить все [вредные вещества]", – пояснил он.

Жить в "собственной пещере"

Проектирование проветриваемых микрорайонов и забота о воздушных коридорах – это хорошо, но градостроительную идеологию нужно менять в сторону индивидуального строительства, говорит Кирилл Степанов.

"Тенденция, которую мы наблюдали последние годы по строительству высотных панельных домов, особенно в крупных городах, безусловно, негативно влияет на здоровье человека. Человеку не присуще жить в ячейках, он должен жить в собственном доме, как он раньше в первобытном обществе жил в собственной пещере, так и весь цивилизованный мир предпочитает жить в индивидуальных домах", – сказал он в беседе с РИА Новости.

Жить в собственном доме, безусловно, гораздо комфортнее, чем в панельной многоэтажке, а комфорт как раз и является залогом здоровья, говорит эксперт.

"Если вы утром просыпаетесь и чувствуете, что вы в собственном доме и можете выйти хотя бы в небольшой палисадник и подышать воздухом, посмотреть на результаты своей работы в саду, безусловно, у вас поднимается настроение и работоспособность, – объясняет Степанов. – Вы больше можете сделать для страны, нежели угрюмые люди, вынужденные ходить по подъездам, которые не ремонтируются годами и сталкиваться постоянно с жилищно-коммунальными проблемами".

Ну, а те, у кого нет пока возможности жить в собственном доме и выходить по утрам в палисадник, могут, по крайней мере, выбрать наименее вредный с экологической точки зрения район для проживания. Выбирать жилье нужно подальше от промышленных предприятий и автомобильных магистралей и поближе к зеленым зонам, говорит Елена Корнева.

Причем, как ни странно, можно смело селиться рядом с ТЭЦ. По словам Елены Корневой, объекты энергетики не так сильно загрязняют воздух, как машины и промышленные предприятия. "Эти, страшные на первый взгляд, трубы ТЭЦ, эти клубы, которые оттуда выходят, это просто пар, вода и углекислый газ", – отметила она, добавив, что лучше уж жить где-то рядом с ТЭЦ, чем, к примеру, на Рублевском шоссе с окнами на проезжую часть.

К сожалению, в какой бы части Москвы вы не жили, вы все равно вынуждены дышать автомобильными выхлопами, а эта проблема за один год не решается, резюмируют специалисты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала