Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Никогда не думал, что окажусь в роли косвенно рекламирующего продукцию Benetton, но никогда не надо зарекаться от чего-либо. Кстати, поскольку речь пойдет о любви и ненависти - скажу сразу, что ни за, ни против этой продукции ничего не имею. Речь не о продукции, а о нашумевшей истории, когда Ватикан потребовал прекращения использования в рекламе упомянутой торговой марки фотоизображения, на котором Папа Римский целуется с мусульманским имамом. Здесь самое важное в том, что большинство публики, независимо от страны проживания, не удосужилось даже понять, против чего именно возражал Ватикан.
Неправильно поняли
Дело не в том, целовал ли когда-либо Бенедикт XVI вполне реального персонажа - египетского имама Ахмеда ат-Тайиба (изображение на рекламе было смонтировано). Чувства католиков должен оскорблять сам факт того, что главу их церкви употребляют - даже не спросив - в рекламных целях. Вроде бы, тут все куда уж очевиднее.
Император в Японии, например, играет ту же роль, что Папа в католическом мире - это, конечно, человек, но немножко и бог. И просто так, не подумав десять раз, никакой японец не будет публиковать снимки императора или помещать информацию о нем в светских хрониках. И тем более печатать его на этикетках или, скажем, на рекламе сакэ или прочих полезных продуктов. Неважно, есть на этот счет законы или нет - и без законов было бы так же.
Еще пример: как-то раз я описал даже не короля Таиланда, а одного из принцев правящего дома. Описал - это значит объяснил, как он выглядит (рост, характерный рисунок тяжелой челюсти и т.д.). И знающий человек тут же сообщил мне, что в самом Таиланде у меня бы этот номер не прошел, не напечатали бы. Обсуждение (публичное) внешности кого-то из правящей семьи в этой стране неуместно. Портреты короля и королевы (и принцев) висят фактически в каждом доме и офисе, но это не значит, что кто угодно может эту семью снимать из-за угла и публиковать где попало. Не говоря о рекламе.
Короче говоря, мы все еще живем в мире, где не все продается и не все покупается. Есть еще, к счастью, что-то такое, что нельзя трепать просто так на растяжке над проспектом, даже и с добрыми чувствами. И это - в "плюс" миру.
Но в истории с поцелуем большая часть тех, кто о ней вообще слышал, вообще поняли ее по-своему. Стандартная реакция большинства была такая: католики не хотят плакатов, где их первосвященник обнимает мусульманина.
А это уже чистый "минус". Говорящий о том, как выглядят сегодня отношения приверженцев этих двух мировых религий. Правда, и без минуса понятно, что со всем нашим миром происходит очень большая гадость.
Неизъяснимое
Откуда берется ненависть? Или, выражаясь модным термином, "нетерпимость", она же "экстремизм"?
Вот, например, заместитель генерального прокурора Виктор Гринь сообщает, что статистика последних пяти лет показывает ежегодный рост зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, число которых увеличилось за это время почти в 3 раза. Это в России, само собой. Но ведь не только здесь. По всем признакам, у нас всего лишь то же, что везде.
Моя версия состоит в том, что рационально объяснить такие вещи невозможно. По крайней мере, нельзя давать объяснять их марксистским и прочим экономически мыслящим социологам. Марксисты, в частности, все выводят из экономики, сообщая по поводу каждой революции, что накануне таковой "невиданно обострились страдания народных масс".
Это что - в Северной Африке невиданно страдали именно жители процветавших (по сравнению с соседями) Туниса или Ливии? А откуда взялись экстремисты в совсем уж процветающих странах, где то захватывают Уолл-стрит, то непонятно для чего рассекречивают дипломатическую переписку Госдепартамента США? Этот-то, по фамилии Ассанж, и его многочисленные единомышленники - они что, голодали?
В общем, не стоит ломать голову над тем, откуда берется нетерпимость - а ниоткуда. Хотя бороться с ней следует бесспорно. Потому что она разрушительна, а еще - предельно глупа и неэстетична.
И вот вам свежие примеры. Не совсем понятно, почему именно Санкт-Петербург становится российской столицей нетерпимости, но так уж получилось. Как прикажете понять обсуждаемый по всей России местный закон Северной столицы насчет запрета на пропаганду гомосексуализма?
Ведь ясно же, что исполнять такой закон попросту невозможно, не провоцируя дикие конфликты. А почему именно там местные законодатели так спешат вводить все новые ограничения для курящей половины соотечественников? Научились у Америки, где борьба с курящими давно уже вышла за все разумные рамки защиты некурящих и превратилась в настоящую гражданскую войну одной части населения против другой?
А - возвращаясь к истории с зацелованным фотоимамом - до какой стадии может дойти борьба московских жителей против мечетей (а мусульмане - совсем не маленькая часть нашего общества)?
Кстати, гомосексуалистов, может, и не половина населения (а от 5 до 10% в любой стране мира в любой момент ее истории), но это тоже люди, живущие среди нас. И не надо думать, что они отличаются какой-то особой терпимостью. Ведут себя так же агрессивно, как и те, кто их пытается запретить.
А что это за безумие с писателями - и ведь выбирают-то каких - самых лучших; сейчас это Захар Прилепин, новая наша звезда. Теперь, после Бориса Акунина, на экстремизм проверяют уже его книги. Пусть это кончится полным пшиком, но как могли допустить, что это началось?
Если переходить от теории к практике, то нужны какие-то достаточно жесткие меры, отменявшие бы все эти вполне демократично принятые акты, суть которых - ущемить, поставить в невыносимое положение какую-то группу людей. Нужно немножко этакой "доброты с кулаками", которая остудила бы желающих напакостить собратьям.
А что касается демократии, то религиозные войны в Европе XV века, сопровождавшиеся массовыми убийствами и казнями еретиков, были вполне демократичны - весь народ поддерживал или ту сторону, или эту.
Кстати, упомянутая выше торговая марка как раз известна тем, что уже который год сочетает рекламу с пропагандой прекрасного мира, в котором все целуют, любят и терпят друг друга. И надо же им было так ошибиться.
Сейчас я бы посоветовал "зарезанные" Ватиканом плакаты с Папой заменить приблизительно на такие: гомосексуалист целуется с женщиной. Во-первых, это ему может, кто знает, понравится, а во-вторых, такие плакаты можно развешивать даже по Северной столице.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции