Рейтинг@Mail.ru
Гужеля: оценка качества образования поможет исправить программы вузов - РИА Новости, 17.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гужеля: оценка качества образования поможет исправить программы вузов

© Фото : Предоставлено Министерством образования РФЗаместитель директора департамента Федеральных целевых программ и проектов ведомства Дмитрий Гужеля
Заместитель директора департамента Федеральных целевых программ и проектов ведомства Дмитрий Гужеля
Читать ria.ru в
Дзен
Заместитель директора департамента Федеральных целевых программ и проектов ведомства Дмитрий Гужеля рассказал специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой подробности системы оценки качества образования в России, заложенной в Федеральной целевой программы развития образования.

Министерство образования и науки России приступило к реализации новой Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) стоимостью 137 миллиардов рублей, которая станет продолжением уже реализованных проектов. Заместитель директора департамента Федеральных целевых программ и проектов ведомства Дмитрий Гужеля рассказал специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой подробности системы оценки качества образования в России, заложенной в ФЦПРО. 

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы реализуется в два этапа. На первом этапе (2011 - 2013 годы)  будут сформированы стратегические проекты развития образования. На втором - будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкого ис­пользования информационно-телекоммуникационных технологий. Цель программы - обеспечение доступности качественного образования.

- Дмитрий Юрьевич, что поменялось в ФЦПРО 2011-2015 года по сравнению с предыдущей программой?

 - Принципиально изменилось содержание программы, хотя она - продолжение целевой программы 2006-2010 года. Но, если первая имела больше методическую составляющую - разработку стандартов, моделей, программ,  то текущая ориентирована на практику. Отсюда вытекает еще одна особенность новой программы - ориентация на субъекты РФ. Например, создание сети дистанционных школ при ведущих университетах для работы с одаренными детьми или модернизация системы начального и среднего профобразования.

Один из новых механизмов работы с субъектами в этом году - представление финансирования через субсидии. Субсидии распределяются по результатам открытого конкурса, на который регионы подают свои заявки. Формируются эти заявки исходя из тех целей и задач, которые ставит перед собой региональная система образования. Всего в этом году по всем уровням системы образования регионы подали более сотни заявок, на модернизацию региональных систем образования министерством было распределено более 3 миллиардов рублей.

Деньги приходят в субъект, и он уже сам распределяет средства дальше, и решает, что конкретно необходимо сделать на уровне образовательных учреждений, чтобы достигнуть запланированного результата. В программе предусмотрено четыре типа субсидий - для модернизации систем дошкольного, общего и профессионального образования, и субсидии, направленные на решения вопросов по социализации детей.

В предыдущей программе большое внимание уделялось высшему профобразованию, в новой же охвачены все уровни и особенный упор сделан на модернизацию учреждений начального и среднего профобразования, готовящих кадры для инновационных отраслей.

Еще одна важная особенность - формирование единой системы оценки качества образования.

- Расскажите подробнее об этой системе.

- Основной особенностью можно считать внедрение системы оценки качества образовательного процесса на всех уровнях. В профобразовании, например, будет создана сеть центров сертификации профессиональных квалификаций, в которых совместно с работодателями по приоритетным отраслям экономики будут разработаны и внедрены методики и системы, позволяющие оценить и скорректировать программы обучения и подготовки специалистов на основании запросов работодателей и уровня подготовленности выпускников.

Одним из важных элементов системы оценки качества будет единая информационная система, которая свяжет все уровни образования. Данная система будет состоять из большого количества подсистем и, например, формировать статистику поступлений школьников в вузы в соответствии с набранными баллами ЕГЭ, а также оценивать процент трудоустройства выпускников или формировать прогноз по потребностям в кадрах для отдельных отраслей и регионов. Помимо этого она будет фиксировать материальное состояние школ, детских садов и вузов: санитарные условия, уровень комфорта и оснащенности. 

- Что Минобрнауки будет делать с полученной оценкой,  для чего она нужна?

- Во-первых, система будет включать в себя несколько групп подсистем.

 Во-вторых, они будут связаны между собой. Одни из них будут отвечать за оценку качества обучения отдельных граждан: дошкольников, школьников, слушателей, студентов, аспирантов. Задача таких подсистем - обеспечить эффективную оценку и контроль их уровня знаний. На основании этой оценки будут сформированы рекомендации, как для дальнейшего обучения, так и для формирования прогноза, например, по их трудоустройству.

Другая часть подсистем будет обеспечивать оценку эффективности деятельности уже учреждений образования на всех уровнях. На практике это будет выглядеть так - например, как измерить эффективность деятельности вуза - это не только успешно сданные студентами госэкзамены, но и исследования, проводимые вузом и востребованность студентов-выпускников работодателями. То есть подсистема, которая будут отвечать за оценку профессиональных квалификаций студентов, передаст данные по результатам оценки в подсистему, оценивающую вуз, а еще туда поступит информация по научной деятельности вуза, трудоустройстве выпускников по специальности и другая информация. И все совокупность этих данных позволит оценить учебное заведение.

Следующим блоком подсистем будут подсистемы, которые отвечают за оценку качества образования субъекта РФ, там ситуация аналогичная, только будут еще учитываться данные и по дошкольному, и по общему, и по профессиональному образованию, а так же много других параметров. В комплексе такая система позволит оценивать ситуацию на всех уровнях.

- Если оценка будет отрицательной, какие решения будут приниматься?

- Если оценка окажется невысокой, могут быть приняты решения, связанные с модернизацией программ вуза, совершенствованием материально-технической базы, усилением преподавательского состава.

- Перечислите основные проекты программы?

- Для апробации изменений в системе образования регион создает тестовые (стажировочные) площадки, на которых он отрабатывает новые модели и формы дошкольного и общего образования, программы и методики, подготавливает педагогов и управленцев. Затем смотрит на результат - удались ли изменения: насколько качественным было обучение, насколько удовлетворены родители, комфортно ли было детям, и дальше эти модели методики и программы, распространяются на всю систему образования региона и на другие субъекты РФ. Идея такая, чтобы каждый субъект предлагал какие-то свои схемы и модели, решал свою задачу, и если у него все получилось, то делился опытом с другими.

В дошкольном образовании речь идет, например, о развитии семейных мини-садиков, где неработающая мама, имея образование и достаточную жилплощадь, проверенную санэпидемстанцией, в придачу к своим детям сможет принимать на дневное содержание и обучение еще нескольких детей и получать доплату от государства. Такие формы уже достаточно давно используются в отдельных регионах. Семейные группы хорошо развиты, например, в Татарстане.

В общем образовании аналогичная ситуация - создаются стажировочные площадки для внедрения, например, новых информационных технологий, программ и методик обучения.  Субъект подписывается под теми показателями, которых он может достичь, например, количество педагогов, осознанно применяющих информационные технологии в образовательном процессе, дорабатывает федеральные методики, готовит учителей, оценивает возможность их внедрения, а в 2014-2015 году распространяет наработанный положительный опыт на другие территории. 

То же самое, по социализации детей. Регион дает дополнительные деньги на зарплату педагогам, федеральные власти финансируют покупку нужного оборудования, например, для работы со слабослышащими детьми, и на уровне образовательных учреждений отрабатываются новые программы.

Всего регионы на развитие выбранного направления получили от 20 до 140 миллионов рублей.

- Что нового появится в системе профобразования?

- Основных изменений, наверное, два. Первое - будут создаваться образовательно-производственные кластеры, ориентированные и заточенные на конкретные отрасли экономики и промышленности. Мы специально провели конкурсы по 13 отраслям, и победителями в них стали образовательные учреждения - лидеры в своей отрасли, которые пришли на конкурс вместе с работодателем. Это очень важный момент. В соответствии с договорами, которые подписали работодатели, они не только обязуются трудоустраивать выпускников образовательного кластера, но и  брать учащихся к себе на стажировку во время обучения. Также выделять преподавателей, которые ведут практические занятия и читают лекции, поставлять специализированное оборудование, на котором студенты отрабатывают практические навыки. В результате получается, что человек после учебы знает, где и кем он будет работать. Работодатель может влиять на уровень и профиль подготовки специалистов, которых он готов принимать на работу. При этом нет привязки такого образовательно-производственного кластера к конкретному региону.

Второе новшество касается модернизации системы профобразования субъектов РФ. Тут уже регион на своей территории, на субсидии, полученные в результате конкурса, может модернизировать сразу комплекс образовательных учреждений, расположенных на его территории - высшего, среднего и начального профобразования. Они начинают работать в единой связке. Например, преподаватели из вуза начинают заниматься со слушателями начального или среднего профобразования, проводят совместные работы, исследования. В профобразовании главный показатель - количество выпускников, трудоустроенных по специальности. И на этот конкурс субъекты тоже пришли с ключевыми работодателями.

В результате министерство хочет сделать систему профобразования ориентированной на конкретные потребности экономики, работодателей и государства, и это касается не только технических специальностей, но и научных кадров.

- Насколько реальны и выполнимы планы ФЦПРО?

- Все планы, которые заложены, небольшими элементами и проектами отрабатывались в предыдущей программе. Мы не ставим каких-то сверхзадач, и не стремимся к пятилетке за три года. Мы планомерно будем реализовывать поставленные задачи и выйдем на запланированные результаты. Хотя по результатам 2011 года, уже могу сказать, что мы идем с небольшим опережением.

- Будет ли разрабатываться программа на следующие пять лет?

- Да, конечно. В 2013 году начнется планирование следующей программы, которая будет учитывать накопленный к этому сроку опыт. Но и сейчас уже идет разработка государственной программы развития образования, в которую войдут и федеральная целевая программа развития образования, и ФЦП «Русский язык» и многие другие. Министерство реализует больше 15 целевых программ.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала