Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Выход на экраны фильма "Аноним" британские шекспироведы восприняли как апокалипсис, назвав его "попыткой переписать английскую историю" и посягательством на "самый знаменитый экспортный товар Великобритании". "Аноним" американского режиссера Роланда Эммериха - лента, ломающая традиционные представления о Шекспире, - выходит в российский прокат 17 ноября.
"Аноним" Эммериха приписывает авторство пьес Шекспира елизаветинскому вельможе-меценату Эдварду де Веру, графу Оксфорду, а Уильяму Шекспиру - актеру - отводит роль авантюриста, который принял предложение графа выступить автором его пьес.
Актер-недоучка Шекспир в "Анониме" не обладает ни знаниями, ни философским умом, ни душевным опытом, ни совестью, которые отличают автора "Гамлета", "Ромео и Джульетты", "Короля Лира", "Макбета", "Сна в летнюю ночь" и множества пьес о британских монархах.
Ленту разгромили критики американской New York Times и канадской Globe and Mail. Причем New York Times также опубликовал жесткую рецензию известного шекспироведа Джеймса Шапиро. Подобные же суждения высказывали и другие шекспироведы - еще до премьеры фильма в октябре.
Из-за такой негативной ауры "Аноним" шел в США в конце октября лишь для ограниченной аудитории - по данным Hollywood Reporter, всего в 250 залах вместо 2000.
Шекспировские розыгрыши
Российские киноманы ждут выхода фильма. Поклонники Шекспира уже многое о нем слышали. Но удивляются ли они биографии великого британского драматурга в версии Эммериха? Едва ли.
В 1997 году Гилилов опубликовал книгу "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса" с массой вполне убедительных доказательств того, что пьесы Шекспира написали придворные интеллектуалы, супруги Рэтленд - блестяще образованный Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд, и его жена Елизавета Сидни, дочь поэта Филиппа Сидни. Книга Гилилова наделала много шума: у нее сразу появилось много поклонников и столько же - противников. Она известна большинству шекспироманов.
По версии Гилилова, супруги Рэтленд вовлекли в свою мистификацию актера, велели ему именоваться Шекспиром и приписывать себе авторство их пьес. Все близкие друзья четы поддерживали розыгрыш…
Почему некоторые шекспироведы сомневались в том, что пьесы написал уроженец Стратфорда-на-Эйвоне, сын перчаточника Уильям Шекспир? Дело в том, что в его биографии больше вопросов, чем ответов.
Откуда у него, скромного выпускника grammar school, такое блестящее образование? Откуда его страноведческие познания, если сведений о его путешествиях по Европе нет? Откуда знакомства простого актера с аристократами? В общем, вопросов остается масса.
Впрочем, большинство шекспироведов верили и продолжают верить в то, что великие пьесы написал Шекспир, автор сонетов, трагедий и комедий, актер и ростовщик.
Однако эта версия не нова. Ее выдвинул еще в 1920 году английский шекспировед Томас Луни. Его сторонники стали называть себя "оксфордцами" - в честь "героя" гипотезы. Версия эта родилась из сопоставления фактов из жизни де Вера и событий и фона в пьесах Шекспира. Так, де Вер много путешествовал, бывал при датском дворе (эхо этих событий, возможно, в пьесе "Гамлет"), обладал огромной эрудицией, был блестяще образован, находился в королевской свите.
Казалось бы, шокировать публику такой давней версией авторства шекспировской драматургии сложно. Но Эммерих умудрился.
Ниспровержение двух великих кумиров
"Аноним" "противоречит массе исторических фактов", - сказал Пол Эдмондсон в интервью Би-би-си, не уточнив, однако, о каких фактах идет речь.
Разрушение великого мифа (или, по крайней мере, попытка разрушить общепринятые представления) так или иначе вызывает разочарование публики и ее взрывную эмоциональную реакцию. Покушение на святая святых, как в случае с Шекспиром, - дело и вовсе опасное.
Эммерих попытался ниспровергнуть сразу двух англосаксонских кумиров - не только Шекспира, но и королеву Елизавету I, к которой британцы относятся с таким же трепетом.
В Великобритании привыкли показывать монархов совсем в другом ореоле. Взять, к примеру, сериал "Елизавета I" (2005) Тома Хупера и драму "Королева" (2006) Стивена Фрирза о Елизавете II (обеих королев играла Хелен Миррен), а также фильм-триумфатор Оскаровской гонки этого года "Король говорит!" (режиссер - также Хупер).
Во всех картинах монархи полны достоинства, мудры, наделены недюжинной волей, дальновидны. Елизавета I - священная для британцев фигура, один из главных символов страны в пору расцвета.
Роланд Эммерих показывает елизаветинскую эпоху как пору упадка и разврата. Шекспир в фильме - отнюдь не светоч, а странное существо, грязноватое дитя эпохи, прославившееся своими странными похождениями и розыгрышами.
"Аноним" же получился странной смесью эпатажа, псевдооткрытий, фантазий на тему истории и откровенных домыслов. Смотреть картину можно так, как мы смотрим костюмные драмы, - с улыбкой и ехидством по поводу исторических деталей. А подведенные глаза Иванса невольно рождают еще одну ассоциацию - с приключениями Джека Воробья из "Пиратов Карибского моря".
Как ни крути, "Аноним" при всем своем эпатаже не слишком оригинален. А в жанре приключенческих боевиков его явно превосходят "Мушкетеры в 3D" Пола Андерсона по Александру Дюма. Но это уже другая история.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции