Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
В ближайшее время Госдума планирует рассмотреть и принять во втором и третьем чтениях законопроект о повышении табачных акцизов на ближайшие три года. Эксперты считают, что заявленные в документе показатели не позволят России к 2015 году выйти на среднеевропейский уровень табачных акцизов, а именно такая цель поставлена в одобренной правительством Национальной антитабачной концепции. Свою нерешительность в области акцизной политики чиновники объясняют заботой об интересах граждан.
Кривые пути акцизной политики
Акцизы пусть и не панацея, но один из ключевых инструментов в борьбе с курением. По расчетам экспертов Российской экономической школы (РЭШ), увеличение цены сигарет на 10%, снижает потребление табака в стране на 2-3%. "Есть определенные группы, на которые ценовые меры оказывают наибольшее влияние, например, молодое поколение, – поясняет профессор РЭШ Ирина Денисова. – Высокая цена для них – дополнительный стимул не начинать курить".
Однако российские власти в области табачных акцизов действуют расогласованно. С одной стороны, правительство утвердило Национальную антитабачную концепцию, предполагающую, среди прочего, доведение табачных акцизов к 2015 году до среднеевропейского уровня. С другой стороны, реальные планы по подъему акцизов никак не позволяют выдержать график этой концепции.
Сегодня в России, согласно докладу Центра экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР) РЭШ, размер акциза в пересчете на пачку сигарет составляет 7,2 руб, тогда как в ЕС минимальный налог соответствует 55 рублям. В относительных показателях доля акциза в России в стоимости пачки составляет порядка 25%. Уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (его и принято считать среднеевропейским показателем) составляет 65-70%.
Законопроект "О внесении изменений в статью 193 Налогового кодекса РФ" внесенный правительством, и прошедший первое чтение в Госдуме, предусматривает к 2014 году повышение акциза до 20,8 руб. По расчетам экспертов ЦЭФИР, для приближения к среднеевропейским показателям, как в абсолютных так и в относительных цифрах, в 2014 году табачный акциз должен составлять 48 руб за пачку (2,4 тыс руб за 1 тыс штук).
В РЭШ уверены, что повышение акцизов в соответствии с требованиями антитабачной концепции не только спасет жизнь и здоровье миллионам россиян, но и позволит государству дополнительно собирать не менее 750 млрд руб в год.
Логика бюрократа
Российские чиновники подобный подход не одобряют. "Когда мы сравниваем уровень акцизов с другими странами, нам бы еще и уровень доходов [населения] сравнить", – говорит замначальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Нина Нечипорук, поясняя, что доходы россиян значительно ниже доходов жителей Евросоюза.
Впрочем, высокие ставки акцизов есть и в государствах, где доходы населения сопоставимы или ниже российских. "На Украине табачный акциз в полтора раза выше, в Румынии почти в девять раз выше, чем в России сейчас, – говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – В Турции, чья экономика слабее российской, доля акцизов в цене зашкаливает за 80%". Кстати, благодаря высоким акцизам и жестким ограничениям мест курения расхожая в Средиземноморье поговорка "дымит" как турок" стала утрачивать смысл.
Чиновники говорят, что интересы рядовых россиян для них на первом месте. "В начале года, когда происходит индексация ставок акцизов, такое количество писем от граждан к нам поступает, недовольных тем, что акцизы повысили! – говорит Нина Нечипорук. – Не учитывать это настроение в обществе нельзя".
Социологические исследования не подтверждают опасения чиновников. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному весной 2011 года, 46% россиян поддерживают повышение акцизов до европейского уровня. При этом 21% курильщиков в случае роста акцизов готовы отказаться от сигарет, еще 23% заявляют, что станут курить меньше.
Серая сигарета
Еще один протабачный аргумент отечественной бюрократии таков: резкое повышение акцизов заставит производителей и продавцов сигарет перейти на нелегальное положение.
"Мы можем увеличить теневой оборот, – говорит замначальника департамента развития конкуренции Минэкономразвития Артур Гафаров. – Возможно, спрос сдвинется в сторону более дешевых продуктов".
Опасение г-на Гафарова разделяет Нина Нечипорук из Минфина: "Борясь с курением, мы не хотим породить большой нелегальный оборот табачной продукции. Нам не нужно, чтобы эти доходы уходили от государства, нам нужно, чтобы все акцизы полностью поступали в бюджет нашей страны".
Расчеты, представленные независимыми экспертами, однозначно говорят в пользу повышения акцизов: даже при 20-процентном теневом обороте (сейчас рынок табака практически полностью легален), доходы государства не уменьшатся, а увеличатся на 750-800 млрд руб. При этом, некоторые эксперты сомневаются в возможности столь массовой контрабанды, ведь 20% от объема российского рынка – это 100 млрд сигарет в год – огромное количество.
"Чтобы продать их, нужно очень постараться", – говорит Дмитрий Янин. Эксперт подчеркивает, что львиная доля рынка дистрибуции табачных изделий принадлежит двум крупным компаниям, и вовлечь их в теневой оборот вряд ли кому-то удастся. "Они социально ответственны, они не захотят выпадать из списка Forbes", – поясняет г-н Янин.
Есть и другая сторона медали: в мире не так много стран, где табачные компании имели бы такую высокую маржу, как в России. "Поэтому аргументы против повышения акцизов со стороны табачной индустрии в России будут очень изощренными", – говорит Дмитрий Янин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции