Рейтинг@Mail.ru
Спустя два года после смерти Магнитского следствие еще ищет виновных - РИА Новости, 16.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спустя два года после смерти Магнитского следствие еще ищет виновных

Читать ria.ru в
Дзен
Следствие спустя два года после смерти в СИЗО сотрудника фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского готово направить в суд уголовное дело по обвинению в его кончине двух врачей Бутырской тюрьмы. При этом СК России заявляет, что основное дело о смерти Магнитского продолжается, и не исключает, что в ходе расследования у следствия могут появиться новые подозреваемые.

МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости. Следствие спустя два года после смерти в СИЗО сотрудника фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского готово направить в суд уголовное дело по обвинению в его кончине двух врачей Бутырской тюрьмы. При этом СК России заявляет, что основное дело о смерти Магнитского продолжается, и не исключает, что в ходе расследования у следствия могут появиться новые подозреваемые.

Аудитор фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский умер в столичном СИЗО "Матросская тишина" от сердечно-сосудистой недостаточности 16 ноября 2009 года. При этом большую часть времени своего заключения он провел именно в "Бутырке".

Эта смерть вызвала широкий резонанс в обществе и положила начало широкомасштабным изменениям в уголовно-исправительной системе страны.

Так, были внесены поправки в законодательство, утвердившие перечень из более 20 видов тяжелых заболеваний, при наличии которых подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений могут быть освобождены из-под стражи. Правительство РФ утвердило перечень в январе 2011 года.

Правозащитники, опрошенные РИА Новости, настаивают на том, что в реальности поправки не работают и люди с заболеваниями, включенными в список, продолжают дожидаться суда в заключении.

Дело врачей

О том, что в деле о смерти Магнитского появились первые подозреваемые, стало известно в июле этого года. Сразу после того, как судебно-медицинское исследование подтвердило, что смерть Магнитского связана с неоказанием ему своевременной медпомощи в изоляторе, в котором он содержался после ареста, было возбуждено уголовное дело в отношении бывших сотрудников СИЗО №2 "Бутырка" Москвы Ларисы Литвиновой и Дмитрия Кратова.

Литвиновой, которая была лечащим врачом Магнитского, вменяется причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Бывший заместитель начальника СИЗО и непосредственный начальник Литвиновой Дмитрий Кратов обвиняется в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека.

По словам представителя СК РФ, "в рамках расследования установлена прямая причинно-следственная связь между смертью Магнитского и действиями врачей следственного изолятора".

В настоящее время потерпевшие, обвиняемые и их законные представители, знакомятся с материалами дела. После ознакомления сторон с томами дела и утверждения обвинительного заключения, оно будет направлено в суд.

"Расследование по основному уголовному делу не завершено, и в случае выявления иных причастных к смерти Магнитского лиц, они также будут привлечены к уголовной ответственности", - сказал официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Срок следствия по этому делу истекает 24 ноября.

Магнитского все еще обвиняют

Летом этого года было принято еще одно важное решение, касающееся Сергея Магнитского - Генеральная прокуратура отменила постановление о прекращении уголовного дела о совершении самим аудитором Магнитским налоговых преступлений.

Как сообщила представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, такое решение было принято в связи с постановлением Конституционного суда, обязывающим следственные органы выяснять отношение родственников к прекращению в отношении умершего уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. Таким образом в ходе расследования следственные органы с учетом мнения близких родственников Магнитского должны будут принять законное решение.

По версии следствия, в сентябре-октябре 2007 года Магнитский вместе с сообщниками при помощи мошенничества с налоговыми декларациями похитил из госбюджета 5,4 миллиарда рублей. Инвестфонд Hermitage, на который работал Магнитский, в свою очередь, утверждает, что 5,4 миллиарда рублей налогов, уплаченных государству его компаниями, украли рейдеры, а к коррупционной сделке причастны сотрудники правоохранительных органов. С кражей этих денег фонд и связывает уголовное преследование Магнитского.

Впоследствии два из шести фигурантов дела были приговорены к заключению, остальные, в том числе Магнитский, скончались.

Извлеченные уроки

Вопрос о реформировании судебной медицины встал в обществе как никогда остро именно в связи со смертью в СИЗО Магнитского. Сейчас Минюст прорабатывает возможность оказания заключенным медицинской помощи учреждениями здравоохранения, не входящими в пенитенциарную медицину, также рассматривается и возможность привлечения частной медицины с использованием процедур аутсорсинга.

Для улучшения медицинского обслуживания заключенных разработана модель построения медицинской службы уголовно-исполнительной системы, которая предполагает выведение медицинских учреждений из подчинения территориальным органам и переподчинение их непосредственно ФСИН России.

Экспериментальная отработка новой модели медицинской службы в настоящее время осуществляется в Петербурге, в Ленинградской области, а также в Тверской области, где созданы медико-санитарные части, непосредственно подчиненные ФСИН, с разветвленной сетью филиалов.

Кроме того, после упомянутых трагических событий был принят закон, согласно которому при помещении осужденных в штрафные изоляторы вводится их обязательный медицинский осмотр. Другим федеральным законом закреплена возможность изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания. Список заболеваний утвержден правительством РФ.

Сопротивление системы

Однако, опрошенные РИА Новости российские правозащитники считают, что изменения Уголовно-процессуального кодекса РФ, предусматривающие возможность освобождения из СИЗО тяжелобольных подозреваемых, не работают.

Поправки, внесенные в статью 110 УПК и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", утвердили перечень из более чем 20 видов тяжелых заболеваний, при наличии которых подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений могут быть освобождены из-под стражи. Правительство РФ утвердило перечень в январе 2011 года.

Глава Общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерий Борщев отмечает, что за это время из столичных СИЗО по такому постановлению был освобожден только один человек.

"Эти поправки не работают. В Москве за это время освобожден по этому постановлению только один человек. Хотя людей тяжелобольных, которые просто умирают, достаточно много. Это и известная Наталья Гулевич, это и Станислав Канкий, Владимир Орлов, мы за них бьемся", - сказал РИА Новости Борщев.

По его словам, при подготовке поправок правительство сделало кальку с постановления, которое освобождает умирающих из колоний, не учитывая разницу между содержанием в СИЗО и колониями. "Перечень заболеваний (для СИЗО) должен быть гораздо шире, это раз. Во-вторых, болезни в следственном изоляторе резче прогрессируют, чем в колонии. В силу условий содержания: и воздуха меньше, и движения меньше, а самое главное стресс", - сказал Борщев.

Он отмечает, что при вынесении постановления об аресте тяжелобольного человека необходимо учитывать не только болезнь, но и состояние здоровья человека. Совет по развитию гражданского общества и правам человека обратится к президенту с просьбой рассмотреть вопрос о расширении списка в ходе совместного заседания, которое состоится в декабре, заметил правозащитник.

Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева замечает, что каждый раз судьям приходится доказывать, что человек не может заключаться под арест по состоянию здоровья. "Почти никогда не удается добиться, чтобы они (судьи) действовали в соответствии с законом", - сказала РИА новости Алексеева.

Тем не менее, по ее словам, каждый раз следует протестовать против таких постановлений об аресте. "Надеюсь, что постепенно судьи привыкнут к тому, что все-таки есть такая поправка в закон. Но, к сожалению, очень часто это диктуется корыстными соображениями следователей, которому легче добиваться покорности от подследственных. А судьи, как известно, у нас работают в тесной связке со следствием и прокуратурой. Придется преодолевать заинтересованность этих органов в том, чтобы этот закон не исполнять", - сказала Алексеева.

Заместитель председателя Мосгорсуда Дмитрий Фомин, касаясь вопроса избрания судами меры пресечения для подозреваемых и обвиняемых, отметил, что арест - это крайняя мера пресечения, которая, хоть и наиболее неприятна для обвиняемого, но позволяет следователю спокойно выполнять свою работу, не опасаясь, что лицо, которое привлекается к уголовной ответственности может чем-то помешать - скрыться от следствия или уничтожить доказательства.

Фомин подчеркнул, что суд должен учесть множество факторов. "Это не простой вопрос - принять решение о заключении человека под стражу или отказать, а потом узнать, что в результате этого уголовное дело развалилось и не дошло до суда, а ведь мы не должны забывать о правах потерпевших, которые в данном случае будут нарушены", - заявил судья.

По его словам, назначению судами других мер пресечения, например, залога или домашнего ареста, в настоящее время препятствуют пробелы в законодательстве, низкий уровень жизни обвиняемых, а также то, что большинство из них - жители других регионов или граждане других государств.

По данным Мосгорсуда, за 2010 и первое полугодие 2011 года следствие более 18 тысяч раз ходатайствовало в столичных судах об аресте обвиняемых. Большая часть ходатайств была удовлетворена, но почти 1,3 тысячи человек были отпущены на свободу - под залог или под домашний арест. При этом из почти 17 тысяч арестованных менее 10% обжалуют решение и требуют отменить арест. Таким образом, в столице обжалуется только каждое десятое решение о заключении обвиняемого под стражу, а 90% арестованных соглашаются с санкцией на арест.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала