Наталия Григорьева
Александр Ф. Скляр, гость очередных Dewar’s чтений, первым делом предупредил собравшихся, что этот вечер будет особенным. И не обманул: на импровизированной сцене в одном из залов ЦСИ "Гараж" уже ждали своего часа не только традиционное кресло, но и гитара, клавишная установка и микрофон. Музыкант, композитор, а с недавних пор еще и писатель, Скляр не только прочитал зрителям свой рассказ "Вася-Совесть", но и сыграл четыре композиции, посвященные этому герою.
Так кто же такой Вася-Совесть? По словам автора, персонаж появился 12 лет назад. Тогда Скляр позвонил писателю Виктору Пелевину, раздобыв его телефон в издательстве, и предложил творческое сотрудничество: один пишет литературное произведение, второй – сочиняет к нему саундтрек. В рассказе Пелевина "Нижняя тундра" впервые и появился долгопрудненский авторитет Вася-Совесть, правда, в качестве второстепенного героя. А вот для Александра Скляра именно Вася и стал источником вдохновения для цикла из четырех песен одноименного альбома и, в конце концов, рассказа. Скляр превратил Васю-Совесть в этакого неуловимого борца за справедливость: убивает герой исключительно негодяев, которые обирают стариков и растлевают несовершеннолетних. И делает это в буквальном смысле голыми руками, не оставляя никаких следов.
После вступления началась заявленная, особенная, часть вечера. Скляр взял в руки вовсе не текст, как привычно делают гости Dewar's, а гитару. За клавиши сел давний друг и коллега певца Александр Белоносов, и вместе музыканты исполнили сразу две песни про Васю-Совесть. И если в первой речь шла о криминальном прошлом пелевинского героя, то во второй – о случайном знакомстве лирического героя композиции с Васей на Курском вокзале, – и это уже полностью плод фантазии Скляра, который описывает и внешние черты, и детали характера персонажа.
После двух песен Скляр все же опустился в кресло, отметив, что стакан виски на столе – "очень неплохая традиция". Пришло время литературной части вечера, а именно рассказа "Вася-совесть", который, по словам самого автора, "все сводит воедино". Ведь помимо двух уже исполненных песен в репертуаре Скляра есть еще две. Музыкант пообещал исполнить их после прочтения своего произведения, однако не стал удерживать интригу и сразу сообщил, что в третьей части песенного цикла он своего героя Васю убивает.
- Я долго думал, как это сделать. Решил, что раз Вася такой неубиваемый, то убить его должна женщина.
Однако, даже расправившись с "долгопрудненским авторитетом", автор не смог так просто с ним расстаться. Четвертая композиция стала, таким образом, приквелом ко всей истории, рассказом о детстве и ранних годах жизни Васи.
Что касается рассказа, то повествование ведется от лица Толика из второй песни – того самого, который познакомился с Васей-Совестью на Курском вокзале, потом потерял его из виду, но так и не смог забыть, решив разузнать все о судьбе этого одноглазого, однорукого, молчаливого, в общем, загадочного во всех отношениях человека. Поначалу вполне обычная история в кульминационный момент рассказа неожиданно превратилась в почти мистический триллер с заклинаниями, превращениями и таинственным исчезновением трупа из морга. Ненавязчивая фоновая музыка в исполнении Белоносова в особенно напряженные моменты становилась чуть громче и звучала даже зловеще, так что в зале повисла тишина, а зрители затаили дыхание в ожидании развязки. Не раскрывая всех поворотов сюжета, можно отметить, что финал, несмотря на уже известный факт смерти героя, Скляр сделал открытым.
Закончив чтение, музыкант, как и обещал, вновь взялся за гитару и спел еще две песни: "Предательство и контрабанда" и "А зори здесь тихие".
Вся эта криминальная романтика не оставила зрителей равнодушными – в глазах некоторых дам стояли слезы. Но последовавшие за выступлением вопросы из зала обнаружили в целом веселый настрой публики.
- А что все–таки случилось с Васей? - спросил один из зрителей. Скляр заговорщически пожал плечами и искренне ответил, что понятия не имеет, так как даже убийство героя сопровождалось мистическими явлениями и событиями.
- Есть еще, куда двигаться, - обнадежил Скляр всех, кто успел полюбить Васю-Совесть.
- А в какой форме может быть продолжение? - решил развить тему еще один слушатель.
- Ну, музыка точно, - заверил Скляр, после чего поделился смелой идеей комикса, объяснив, что ему Вася-Совесть представляется этаким супергероем, бесстрашным и неуязвимым, который уничтожает самых отъявленных негодяев и творит свое собственное правосудие.
- А насколько вы с ним похожи? - тут же подхватили в зале. К счастью или же к несчастью, Скляр ответил, что, как ему кажется, не очень.
- Очень кинематографичная история, из нее получился бы отличный фильм, - это утверждение кого-то из присутствующих поддержал одобрительным гулом весь зал. После чего в адрес музыканта прозвучал уже более конкретный вопрос: "Не хотели бы вы снять фильм?".
- Хотел бы, - не стал скрывать свои желания Александр Ф. Скляр. - Найти бы, кто снял. И кто бы сыграл.