Насколько активно развиваются на постсоветском пространстве медиаплатформы нового поколения, каким может быть взаимодействие новых и традиционных СМИ? Об этом в преддверии шестого Форума европейских и азиатских медиа в Астане корреспондент РИА Новости побеседовал с руководителем радиостанции ArmRADIO, вице-президентом Ассоциации PR-специалистов Армении Арманом Сагателяном.
- Каким Вам видится будущее традиционных СМИ в связи с бурным ростом Интернета и социальных сетей?
- Будущее, на мой взгляд, за максимальной взаимоинтеграцией.
- Но существуют ли риски в связи с неконтролируемым ростом социальных сетей и независимых интернет-проектов? Какие адаптационные механизмы могут здесь применяться или применяются?
- Рисков для общества множество. Ведь социальное поведение определяется сознанием, которое формируется под воздействием тех или иных информационных потоков. Если последнее становится непредсказуемым, то и говорить о предсказуемости и стабильности первого тоже не приходится.
Сегодня в информационном поле множество субъектов, имеющих свои конкретные цели, которые зачастую не имеют ничего общего с общественными и прочими интересами. Более того, часто противоречат им. Чтобы выработать эффективные адаптационные механизмы, обществу и государству придется мобилизовать все свои институты и значительно скорректировать деятельность каждого из них.
- Следует ли, с вашей точки зрения, вводить государственное или какое-либо иное регулирование СМИ?
- Это извечный вопрос, и опыт многих развитых стран показывает, что абсолютно нерегулируемых институтов СМИ попросту не существует. Другое дело, кем, при каких обстоятельствах и каким образом происходит это регулирование. Я не верю в продуктивность концепции саморегулирования. По крайней мере, в наших нынешних реалиях.
Полагаю, есть множество вопросов, требующих жесткой регламентации. Все, что связано с возможными противоречиями между свободой слова с одной стороны и вопросами национальной безопасности, прав человека, охраны частной жизни, персональных данных и прочим с другой, должно быть четко определено законом и другими правовыми актами.
- Но насколько возможно и реально регулирование того же Интернета?
- На мой взгляд, Армения переживает своеобразный бум соцсетей, число пользователей которых растет как на дрожжах. На протяжении последнего года многие нашумевшие факты стали достоянием общественности и получили свое дальнейшее развитие в реальной жизни именно благодаря социальным сетям и Интернету, и недооценивать их значимость было бы наивно.
Соцсети становятся реальной альтернативой СМИ не только как канал коммуникации, но и как среда, в которой могут организовываться и/или самоорганизовываться и развиваться различные сообщества и зачастую диктовать повестку дня уже традиционным СМИ. Во множестве стран периодически делаются попытки эту среду контролировать или каким-то образом регламентировать. Опыта и здесь предостаточно, и продуктивность того или иного подхода также, как правило, пока спорна. Думаю, это серьезная и объемная тема, которую можно и нужно обсуждать в отдельном и более широком формате.
- Что вы можете сказать об уровне независимости национальных СМИ?
- Следует изначально разграничить два понятия – ''свобода'' и ''независимость''. Теоретически, по оценкам многих международных экспертов, "национальные СМИ свободны, но не независимы".
В чем проблема с реализацией свободы и могут ли позволить себе независимость сами СМИ? Здесь мы имеем дело со множеством как объективных, так и субъективных факторов: состояние рынка информации и рекламы, платежеспособность его игроков в условиях кризиса; качество продуктов национальных медиa в условиях жесткой конкуренции как между собой, так и с внешними контент-производителями; недоработанность правовой базы и подверженность рискам того или иного воздействия; эффективность менеджмента СМИ и, одно из главных – желание и воля не брать обязательств, ограничивающих свою свободу.
Чтобы жить на "вольных хлебах", надо много пахать и сеять. Готовы ли к этому национальные СМИ? Думаю, пока очень не многие.