Депутаты Московской областной думы на прошлой неделе приняли бюджет Подмосковья на 2012 год, который станет вторым по величине в России после бюджета столицы. О его особенностях в связи с изменением границ Москвы, преодолении последствий финансового кризиса и планах по дальнейшему сокращению госдолга региона рассказала в интервью РИА Новости министр финансов Московской области Татьяна Крикунова.
- Татьяна Михайловна, Мособлдума приняла бюджет Московской области на 2012 год. Какие самые значительные его отличия от бюджета этого года?
- Принципиальное отличие в том, что с 2012 года органы охраны общественного порядка будут финансироваться исключительно из федерального бюджета. Раньше финансирование происходило из трех источников: из бюджетов РФ и Московской области, а также из местных бюджетов. Естественно, в связи с принятыми изменениями происходит колоссальное увеличение расходов в федеральном бюджете.
Нам не безразлична судьба сотрудников органов внутренних дел. И мы обеспокоены, получат ли они и в 2012 году поддержку, не станет ли ниже их денежное довольствие. Ведь федеральный бюджет финансирует содержание сотрудников общественного правопорядка по всей стране одинаково, но для уровня жизни в московском регионе - это низкие оклады, поэтому мы раньше проводили доплату.
Сегодня есть обещание на федеральном уровне, что по московскому региону эта проблема будет решена за счет средств федерального бюджета. Поэтому мы средства на финансирование охраны общественного порядка в бюджете на 2012 год не предусмотрели. Однако, возможно, что расходы на доплаты сотрудникам органов внутренних дел в нем появятся вновь.
Стоит также отметить, что с этого года изменится механизм финансирования образовательных учреждений. Ряд техникумов и учреждений среднего профессионального образования ранее содержались в Подмосковье за счет федерального бюджета через министерство образования и науки РФ.
Теперь принято решение, что федеральный бюджет будет содержать только высшее образование, а система среднетехнического образования должна финансироваться исключительно из бюджетов субъектов РФ. Кроме того, с будущего года полномочия в сфере здравоохранения также переданы на региональный уровень.
- Подмосковье уже третий год имеет профицитный бюджет, насколько сложно поддерживать превышение доходов над расходами?
- Сформировать бюджет дефицитным не сложно, мы можем нарастить расходы, например, начать строить детские сады, и сразу бюджет станет дефицитным. Удержать же бюджет профицитным сложно, потому что всегда есть потребность в денежных расходах и много нерешенных проблем, например, в сфере ЖКХ.
Однако формирование бюджета с профицитом позволяет заканчивать благополучно год, всегда иметь необходимый объем резервных денежных средств. Это значит, что мы всегда сможем решить любую чрезвычайную ситуацию, и у нас всегда будут деньги на решение любой внезапной проблемы. И, самое главное, профицит бюджета помогает решать проблему с погашением государственного долга Московской области.
- Каков сейчас размер госдолга Подмосковья, какие меры принимаются для его дальнейшего сокращения?
- На начало 2009 года объем долга был большим, и у Московской области была задача резко его снизить. Несмотря на финкризис, мы с этой задачей справились. Если на 1 января 2010 года объем государственного долга составлял почти 164 миллиарда рублей (около 94% к объему доходов областного бюджета), то на сегодня долг равен 96 миллиардам рублей. Мы снизили его на 68 миллиардов рублей.
К концу 2011 года размер долга будет ниже, чем 50% от годового объема доходов бюджета. Министерство финансов России считает, что субъекту РФ требуется особое внимание, когда объем его государственного долга выше 50%. Это означает, что Московская область не относится к числу субъектов, требующих внимания минфина РФ.
Задачи резкого снижения объема долга на последующие годы нет. Полагаю, что долг мы будем снижать постепенно. Кроме того, значительно снизились расходы на обслуживание государственного долга. Если в 2010 году за обслуживание мы заплатили 14 миллиардов рублей, то в этом году расходы снижены на шесть миллиардов рублей, на них можно решить много проблем.
Мы не ставим задачу погашения госдолга за определенный период времени, в этом уже сейчас нет необходимости. Может быть, даже в какой-то год и нарастим, а потом опять погасим. Хочу отметить, что наличие государственного долга для субъекта РФ - это нормальная ситуация.
- Будут ли власти региона осуществлять внешние и внутренние заимствования в будущем?
- В период кризиса федеральные власти поддерживали региональные бюджеты, объем помощи был увеличен, и мы привыкли к такой поддержке в течение двух лет. Субъекты РФ имеют желание и дальше заимствовать в федеральном бюджете.
Однако федеральная политика в 2012 году сориентирована на то, чтобы власти регионов заимствовали в федеральном бюджете меньше. Поэтому объем средств, который федеральный бюджет планировал для предоставления кредитов регионам, будет резко снижаться.
Я думаю, что регионами будут использоваться заимствования в банках и выпуск облигационных бумаг, и ставки по кредитам в банках будут практически соразмерны тем ставкам, которые будут существовать при займе средств в федеральном бюджете в 2012 году.
Процентная ставка заимствований в федеральном бюджете даже будет расти в следующем году именно для того, чтобы регионы не очень-то там занимали.
- Как повлияли на формирование бюджета 2012 года планы по передаче Москве части территорий Подмосковья?
- Пока мы считали бюджет с учетом территорий, передаваемых столице. Когда будет подписано новое соглашение с Москвой, то бюджет должен быть пересмотрен.
После того, как будет подписано соглашение, содержать за счет средств бюджета Московской области территории, которые принадлежат другому субъекту РФ, мы не имеем права. Мы уже провели работу по определению объемов корректировок по разным направлениям в бюджете после передачи Москве территорий.
С точки зрения бюджетных показателей доходы Подмосковья уменьшатся из-за передачи территорий, поскольку там находятся одни из самых крупных налогоплательщиков в областной бюджет. В целом результат для Московской области минусовый, он, полагаю, должен быть компенсирован.
- Городам и районам Подмосковья для их поддержки выделяются средства из бюджета области, по какому принципу это делается?
- Объем финансовой поддержки из областного бюджета муниципальным образованиям можно разделить на две части. Первая - целевые средства, которые, например, идут в рамках программы модернизации здравоохранения на оборудование, на капитальный ремонт. Все целевые средства имеют свои правила распределения.
Средства выделяются в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципалитета: бедным побольше, богатым - поменьше, но с обязательным софинансированием из местного бюджета.
Вторая часть - нецелевая поддержка. Существует очень сложная схема ее определения, то есть дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Объем регулируется в зависимости от уровня благосостояния муниципалитета. Мы не имеем права распределять средства по субъективным принципам, такое распределение средств невозможно, мы обязаны думать о людях, которые проживают в этих муниципальных образованиях, которые должны жить в одинаковых условиях.
Главная задача при распределении нецелевых средств - поднять уровень жизни наших граждан, если они живут в муниципальных образованиях с невысокими доходами.
Несмотря на то, что с 2012 года муниципалитеты перестанут осуществлять расходы на содержание учреждений здравоохранения в связи с принятыми изменениями в федеральном законодательстве, объем нецелевых средств не уменьшится по сравнению с этим годом. Мы даже увеличиваем его, понимая, что у муниципалитетов есть очень много проблем, (в первую очередь в сфере ЖКХ), которые необходимо решать.
- Вторая волна финкризиса, о которой сейчас так много говорят - это уже реальность или пока только прогноз? Как она может сказаться на Подмосковье?
- Мне трудно сказать, прогноз это или нет, потому что я не являюсь специалистом в сфере мировых финансов. Конечно, такой волны кризиса, как это было в 2009 году, не будет, но, на мой взгляд, снижение некоторой активности на финансовых рынках возможно. Бюджетные системы как Российской Федерации, так и Московской области должны быть к этому готовы.
Думать об этом надо, и если все-таки это произойдет, то мы можем получить доходов в бюджет меньше, чем запланировано. Соответственно, мы должны будем сократить второстепенные расходы бюджета. Сейчас для себя мы просчитываем возможные объемы сокращения, чтобы понимать, от чего стоит отказаться в первую очередь.
- А насколько благоприятна финансовая обстановка в Подмосковье в настоящее время?
- После кризиса 2008-2009 годов доходы бюджета упали, но не настолько сильно, как в других субъектах России. А 2011 год - наиболее благополучный с точки зрения финансов за годы кризиса, этот год - время роста экономики Московской области по всем показателям и увеличения доходов в бюджетную систему области. Скоро будет три года, как я занимаю пост министра финансов, и более благоприятной обстановки за этот период еще не было.
Сейчас мы имеем 18% роста доходов бюджета, считаем это очень хорошим показателем и ожидаем, что такой темп роста сохранится до конца текущего года. Есть все основания полагать, что бюджет 2011 года будет выполнен по всем показателям.
- Каковы главные задачи минфина Подмосковья на ближайшие 3-5 лет?
- Во-первых, мы должны развивать деловую активность на территории Московской области, привлекать инвестиции. Во-вторых, необходимо повышать эффективность оказания услуг за счет доходов бюджета и повышать эффективность бюджетных расходов. Резервы для этого есть.
Еще одна задача - иметь всегда профицитный бюджет. На следующий год мы сформировали бюджет с профицитом в шесть миллиардов рублей. Я думаю, что 5-6 миллиардов рублей - это минимальный объем профицита для Московской области, профицит ниже этой цифры не имеет смысла.