Рейтинг@Mail.ru
Образование для журналиста – фундамент, на котором зиждется талант - РИА Новости, 10.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Образование для журналиста – фундамент, на котором зиждется талант

© Фото : из личного архива А.КацеваПрофессор Киргизско-Российского (Славянского) университета Александр Кацев
Профессор Киргизско-Российского (Славянского) университета Александр Кацев
Читать ria.ru в
Накануне ФЕАМ-2011 корреспондент РИА Новости обратился с вопросами к одному из мэтров современной публицистики – Александру Кацеву, профессору Киргизско-Российского (Славянского) университета. Он более 10 лет возглавляет кафедру международной журналистики КРСУ, автор ряда монографий по истории и современной журналистике.

Накануне ФЕАМ-2011 корреспондент РИА Новости обратился с вопросами к одному из мэтров современной публицистики – Александру Кацеву, профессору Киргизско-Российского (Славянского) университета. Он более 10 лет возглавляет кафедру международной журналистики КРСУ, автор ряда монографий по истории и современной журналистике.

- Как вы расцениваете влияние социальных сетей на становление профессиональных журналистов?

- Социальные сети – та данность, которую глупо игнорировать. Все сетования по поводу непрофессионализма можно отнести и к печатным и к любым другим СМИ. Понятно, что техника и творческое сознание прошли путь, образно говоря от Блока до блога. Есть маргарин, а есть сливочное масло, есть "минута славы", а есть консерватория, есть КВН, а есть сатира. Социальные сети – еще одна возможность для журналистов. Когда идет процесс демократизации сознания, тогда неизбежно и рождаются социальные сети. Спасибо гениальным технократам, которые позволяют гуманитариям воплощать свои гуманистические мечты.

Сегодня социальные сети воспринимаются как вспомогательное образование для профессиональной журналистики, из которого можно черпать сведения об общественных настроениях, о коллективном непрофессиональном творчестве и пр., но с ростом уровня образованности (читай – творчества) растет и самодостаточность социальных сетей, которые, думаю, очень скоро станут новой формой массовой коммуникации и массовой информации, коей и является журналистика. Так что социальные сети с полным основанием можно считать своеобразным двигателем развития журналистики, который очень скоро представит сращение этих двух сфер.

Но общедоступность социальных сетей – есть иллюзия достаточно обеспеченных людей. Провинция не позволяет пользоваться Интернетом потому, что часто элементарно отсутствует электричество, да и его оплата для многих достаточно высока. Поэтому социальные сети, при всей своей демократичности, сегодня существуют для  широкого, но, тем не менее, ограниченного круга людей.

- Какими, на ваш взгляд, должны быть журналистская этика и позиция СМИ в условиях меняющегося мира?

- Во все времена журналист должен исповедовать ибнсиновский принцип "не навреди". Журналистская этика обязана учитывать многогранные цензы аудитории: возрастной, образовательный, социальный, национальный.

Каждому из них принадлежат приоритеты того или иного средства массовой коммуникации. Сегодня, при огромном разнообразии продукции на рынке медиауслуг, разительно разрушаются стереотипы и на смену  одним приходят иные. И если еще вчера гламур воспринимался широкой аудиторией, как знак китча, то сегодня - это лишь одна из форм печатной продукции, достаточно качественная не только с точки зрения полиграфии, но и с точки зрения содержания, которое для одних является своеобразным кодексом чести и выражением комплекса Маугли – "мы с тобой одной крови", для других недостижимой сказкой – если никогда не смогу так жить, то хоть приобщусь к той жизни, листая про нее иллюстрированное повествование. Журналистика пережила в своем развитии три этапа.

Первый - дописьменный, т.е. существующий устно, недаром ее называют второй древнейшей профессией. Строителей и охотников еще не было, а журналистика существовала. Потом наступил письменный период. К нему относится рождение и существование печатных и электронных СМИ, когда был важен, прежде всего, текст. Его можно читать, можно произносить. И, наконец, наступил нынешний постписьменный этап. Ныне текст вытесняется изображением и позволяет человеку, плохо владеющему грамотой, приобщаться к журналистике.

Сегодня в меняющемся мире, условно говоря, постписьменная журналистика вытесняет письменную, а так как журналист обязан учитывать вкусы и возможности потребителя информации, он не может пройти мимо этого явления.

На смену принципам "текст, текст плюс иллюстрация" пришел принцип "иллюстрация плюс текст", поэтому и текст должен быть лапидарным и емким и иллюстрация должна быть выразительной, и вместе они должны рождать документальный образ, передавать особый ракурс на изображенное, выявляющий талант журналиста.

- Следует ли, по вашему мнению, вводить какое-либо регулирование интернет-изданий, и в каких случаях?

- Регулирование интернет-изданий невозможно, хотя любой запрет рождает технический прогресс. Как только тот или другой тиран (отчество которого, когда не помнишь, тогда и рождается свобода – по Иосифу Бродскому) пытается прикрыть Всемирную паутину, изощренные технические умы придумывают новые возможности для Интернета (не случайно, в отличие от других сопредельных понятий, он узаконенно пишется с заглавной буквы).

Другое дело, что настало время, когда ребенка с детства необходимо учить нравственному отношению с Интернетом.

Если мораль существует не как ностальгическое воспоминание о прошлом, а является данностью для производителей и пользователей информации, то тогда и ограничители не нужны. Тогда в школе и в вузе на нем не будут паразитировать (скачивать готовые различные рефераты, курсовые и дипломные работы и пр.), и он станет умным собеседником.

Запрет вообще, по большому счету, вещь бесполезная, т.к. сразу же проявляет себя хорошо известный закон, который гласит, что "действие равно противодействию".

- Каким источникам информации в большей степени сегодня доверяют люди – новым или традиционным СМИ – и почему?

- Во-первых, честным. А на каких носителях воспринимать честную информацию личное дело каждого, хотя недавний опрос по Киргизии показал, что самым популярным в республике является телевидение. Объяснить это можно тем, что печатные издания и Интернет для жителей регионов  - затратны, а кроме того, как это ни парадоксально, написанный текст ждет своего читателя, а в последнее время даже в столице, в старших классах, ученики читают с трудом. Поэтому, когда картинка и звук создают зримую иллюзию текста, сегодняшний потребитель информации удовлетворен. А кроме того, кабельное телевидение и "тарелка" предлагают кажущееся разнообразие. Манипулирование же телезрителем выражается и в том, что он уверен, что, нажимая кнопки телепульта, свободен в своем выборе.

Конечно, от уровня  технической подкованности, финансовой обеспеченности зависит доверие к тем или иным СМИ.
Возраст, при первых двух составляющих, также определяет выбор. Расул Гамзатов по этому поводу сказал бы: "Носители СМИ как бурдюк, в который надо налить отличное вино".

Исходя из вышеизложенного хотелось бы подчеркнуть, что достойное образование для журналиста – тот фундамент, на котором зиждется и талант, и увлеченность, и экстрим, и творчество.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала