Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Когда ко Дню милиции - 10 ноября - советское телевидение показывало ежегодный корпоративный концерт, улицы пустели. Традиции больших шоу-программ ко Дню сотрудника органов внутренних дел (так теперь называется праздник) уже 45 лет, а зрители смотрят их по-прежнему охотно. 10 ноября 2011 года вечером на "Первом" - очередной концерт.
Телепраздник, который всегда с тобой
Советский человек ежегодно ждал двух праздничных телешоу: "Голубого огонька" в новогоднюю ночь и концерта ко Дню милиции. Теперь у каждого телеканала свое новогоднее шоу, и все они примерно равноценны. А вот концерт в честь полиции один и размножению почкованием не поддается.
Праздник милиции стали отмечать с 1962 года - вышел указ Президиума Верховного Совета СССР. А концерт, впервые состоявшийся в 1966 году с легкой руки тогдашнего министра внутренних дел Николая Щелокова, с 1972 года обосновался на телевидении и почти не возникает в других вариациях, разве что в в юмористических передачах.
Концерт ко Дню милиции был на советском телевидении первой передачей, которая шла в прямом эфире. Этот корпоративный концерт с самого начала позиционировался как народный, да и был на самом деле общенародным. Концерта ждали россияне всех поколений и смотрели всей семьей.
Концерт в честь стражей порядка отменялся только один раз - в 1982 году, когда 10 ноября умер Леонид Брежнев. Многим тот день запомнился всеобщим трауром, ощущением катастрофы и… разочарованием от того, что концерта ко Дню милиции по телевизору на этот раз не будет.
Страсть россиян к погонам
Этот праздник любят государство и сами правоохранительные органы. Президент поздравляет полицию, присутствует в Государственном Кремлевском дворце на концерте (так было, например, в прошлом году).
В массовом сознании "существует бренд милиции как людей при власти", замечает декан факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Михаил Кондратьев.
"Надеяться больше не на кого, кроме как на человека с ружьем", - формулирует психолог, автор книги "Телемания" Ольга Маховская одну из установок массовой психологии. В российском сознании полицейский по-прежнему остается "символом справедливости, намоленной фигурой", которую не очерняют даже истории с коррупцией, говорит эксперт.
У россиян давняя страсть к мундирам, к погонам, замечает Маховская. Герой-милиционер всегда был популярен: взять, к примеру, Анискина в исполнении Михаила Жарова, знаменитые сериалы "Следствие ведут знатоки", "Место встречи изменить нельзя", "Рожденная революцией", "Петровка, 38".
Фильмов и передач о преступлениях и раскрывающих их милиционерах на телевидении сегодня избыток, и, тем не менее, они еще не набили зрителям оскомину, по-прежнему популярны, говорит Михаил Кондратьев. Такие передачи воспринимаются многими как "рассказ о нашей жизни", добавляет эксперт.
"Искусство и человек преклоняются перед силой и красотой, - сказала РИА Новости режиссер Екатерина Федорова, много лет ставившая разнообразные программы в Государственном Кремлевском дворце. - Человек хочет чувствовать себя защищенным, и ему важно видеть образы милиции в искусстве - не мильтонов, не ментов, а идеальных, образцовых людей". Концерт в честь дня полиции - "зрелище, которое успокаивает людей", считает Екатерина Федорова.
"Этот концерт вызывает ностальгию по советскому времени у тех, кто устал, разочарован и не видит перспективы в нынешней жизни", - утверждает Ольга Маховская.
Привычка россиян из года в год смотреть концерты в честь стражей порядка объясняется желанием людей "зацепиться за стабильность, за что-то, что перманентно существует", убежден Михаил Кондратьев. "Человек пытается себя убедить, что ничего не изменилось", - поясняет психолог. "Почему люди по-прежнему покупают докторскую колбасу, хотя она уже давно не того качества?" -задает он риторический вопрос.
Кроме того, подчеркивает декан факультета социальной психологии МГППУ, человек, который смотрит концерт в честь полиции по телевидению, "так или иначе идентифицирует себя с номенклатурным составом, сидящим в зале". Телезрителям кажется, что они "приобщаются к элите", говорит Кондратьев.
Охранная грамота для артистов
Участие в концерте ко Дню милиции всегда было "охранной грамотой" для участвовавших в нем артистов, заметил в интервью с РИА Новости эксперт по корпоративным праздникам, генеральный директор компании "Rich and Famous" Игорь Голодный. Если ты значишься в заветной "милицейской" программе, вторит артист эстрады Роман Карцев, то это своего рода гарантия, что у тебя не будет проблем со стражами порядка. Кроме того, многие артисты - автомобилисты, и им важна "охранная грамота" в отношениях с ГАИ.
"Мы все зависим от органов внутренних дел, - говорит Ольга Маховская. - Так как у нас нет социальной защиты, и Россия - страна неформальных контактов, то многие стремятся завести знакомство с полицейскими".
"Общественный долг", - так называют артисты выступления на концертах в честь полицейских. Этот концерт - способ отблагодарить полицейских, которые "день и ночь воюют с нарушителями порядка", говорит Екатерина Федорова. "Это просто знак благодарности правоохранителям за их непростой труд", - считает режиссер.
Никто никогда не отказывался от участия в таких концертах, вспоминает Екатерина Федорова. "Попробовал бы артист не поучаствовать в концерте МВД, если он числится в программе такого концерта", - иронизирует Игорь Голодный.
Концерты были правительственными. Программа концерта проходила через художественные советы, через цензуру. "В советские времена боялись сказать о милиции что-то плохое", - поясняет Игорь Голодный.
При этом милиция далеко не всегда смеялась над шутками в адрес людей в погонах. Геннадий Хазанов рассказывал, что нередко стражи порядка сидели в зале с каменными лицами. Их, казалось, ничто не могло рассмешить.
И все же некоторые очень острые номера юмористов вошли в массовое сознание именно благодаря концертам ко Дню милиции.
Так, в 1983 году Геннадий Хазанов на концерте в честь Дня милиции исполнил знаменитый теперь монолог "Письмо генералу" сатирика Ефима Смолина. В этой юмореске муж является домой с "радисткой Кэт" и заявляет жене, что он "боец невидимого фронта". "Радио сказало: "Московское время, двадцать часов". Муж сказал: "Слушаюсь!.." - и исчез до утра...", - возмущается в юмореске женщина, написавшая письмо генералу КГБ.
Однако сам "невидимый фронт" счел монолог оскорбительным. Хазанову на год запретили выступать, а Смолину - гастролировать. Телевизионные начальники, разрешившие исполнить юмореску, были уволены. Зато спустя годы Хазанов на многих концертах исполнял именно этот монолог - так он был популярен.
Лирическая державность
Программы концертов ко Дню работника МВД всегда были эклектичны: тут и стихи, и песни, и пляски, и юмор. "Это повод продемонстрировать всю мощь искусства, задействовать все жанры", - говорит режиссер Екатерина Федорова.
Эти концерты всегда "ставились профессиональными режиссерами, в них участвовали мастера искусств, весь цвет исполнительства", рассказывает Игорь Голодный. Профессионализм был главным критерием отбора артистов для участия в концерте, подчеркивает он.
Сегодня концерты по-прежнему державны. Не случайно шоу проходит в Кремлевском дворце, на сцене под флагом-триколором, с которой вокалисты исполняют патриотические песни. Впрочем, оды полицейским гораздо больше разбавлены шутками, чем раньше, а на сцене зазывно отплясывают девушки в форме.
Зрители в форумах нет-нет да и назовут эти концерты скучными, непрофессиональными. "В советское время проводилось мало концертов, но их творческая составляющая была гораздо выше, чем сегодня, - комментирует Игорь Голодный. - Когда распался СССР, и все начали зарабатывать деньги, многие поняли, что шоу-бизнес - бизнес весьма прибыльный, в него стоит вкладывать средства. К сожалению, сегодня при проведении разнообразных шоу-программ на первое место зачастую ставится именно финансовый аспект".
Из года в год состав исполнителей на концертах, посвященных Дню работника МВД, меняется мало. Некоторые артисты участвуют в шоу годами (эту особенность шоу протащил прошлогодний 16-й выпуск телепередачи "Мульт личности" - пародия на концерт ко Дню милиции).
У многих актеров есть репертуар на все случаи жизни, замечает Ольга Маховская. Причем тематика их песен на концерте в честь полиции иногда очень далека от правоохранительной. К примеру, в песнях Анжелики Варум, Филиппа Киркорова, Николая Баскова или Кристины Орбакайте любовные переживания очень слабо связаны с правоохранительной "лирикой". А песни Ирины Аллегровой с их эротизмом и вовсе уводят в область подсознательного.
Впрочем, и в советские времена на концерте исполнялись лирические песни, никак не связанные с темой шоу. Тональность концерта то и дело менялась, и это смотрелось вполне гармонично. Многие песни стали популярны именно благодаря концерту ко Дню милиции - например, "День победы" Давида Тухманова и Владимира Харитонова в исполнении Льва Лещенко. Он впервые исполнил эту песню в 1975 году, и с тех пор она не выходит из репертуара певца.
"Очень немногие люди на самом деле могут судить, испортились сегодня концерты в честь полиции или нет, - говорит Михаил Кондратьев. - Даже "упавший" уровень концертов ко Дню сотрудника органов внутренних дел все равно выше уровня многих передач по другим телеканалам. В телевизионных рейтингах этот концерт остается на высоком месте".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции