Рейтинг@Mail.ru
Поправки в закон об ОСАГО вряд ли отменят звонок в ГИБДД - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поправки в закон об ОСАГО вряд ли отменят звонок в ГИБДД

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкРабота ДПС ГИБДД Восточного административного округа города Москвы
Работа ДПС ГИБДД Восточного административного округа города Москвы
Читать ria.ru в
Дзен
Только 4% водителей решают оформлять аварию без инспектора ГИБДД, и их число не возрастет, даже несмотря на попытки законодателей повысить сумму страховых выплат по ОСАГО при самостоятельном оформлении ДТП, считают эксперты.

Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.

Только 4% водителей решают оформлять аварию без инспектора ГИБДД, и их число не возрастет, даже несмотря на попытки законодателей повысить сумму страховых выплат по ОСАГО при самостоятельном оформлении ДТП, считают эксперты.

На рассмотрение Госдумы во вторник был внесен законопроект, увеличивающий с 25 до 50 тысяч рублей размер ущерба, при котором участники ДТП могут заполнить все документы, не вызывая гаишников.

Суть упрощенной системы оформления ДТП заключается в том, что в случае аварии без пострадавших водители сами определяют виновника, рисуют схему происшествия и заполняют бланки извещения об аварии. Извещения после этого направляются в страховые компании, которые принимают решение о выплате.

В Европе такая система прямого урегулирования убытков (европротокол) действует с 50-х годов прошлого века. В России она появилась в 2009 году и была призвана сократить количество пробок, которые образуются из-за того, что участники ДТП часами ждут приезда гаишников.

Однако практика показала, что российские водители неохотно прибегают к упрощенной схеме оформления аварий. Многие автолюбители мотивируют это тем, что максимальная сумма выплат при самостоятельном оформлении ДТП слишком мала. Повышение этой суммы в два раза – мера хорошая, но недостаточная для того, чтобы большинство водителей начали оформлять аварии без участия ГИБДД, считают эксперты.

Чего боятся водители?

Опасения водителей во многом связаны с тем, что оценить ущерб, нанесенный автомобилю, бывает сложно. А поскольку максимальная сумма выплат по ОСАГО при самостоятельном оформлении ДТП составляет всего 25 тысяч рублей, автомобилисты боятся, что могут в нее не вписаться, говорит лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

Чаще всего это связано с тем, что водителю бывает трудно оценить ущерб, нанесенный автомобилю. А поскольку максимальная сумма выплат по ОСАГО при самостоятельном оформлении ДТП составляет всего 25 тысяч рублей, автомобилисты опасаются, что могут в нее не вписаться, говорит лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

"К сожалению, многие люди боятся не вызывать гаишника в соответствии с системой европротокола. Боятся промахнуться в сумме. Сейчас есть психологический барьер – особенно у людей, которые в технике не разбираются. Вот сейчас сумма будет поднята до 50 тысяч рублей, это будет способствовать тому, что большее количество людей будет оформлять европротокол", – отметил он в беседе с РИА Новости.

Между тем статистика РСА показывает, что средняя выплата по ОСАГО в этом году составила по России чуть меньше 24 тысяч рублей. То есть, исходя из этих данных, автомобилистам при прямом урегулировании убытков бояться нечего. Однако эксперты с сожалением отмечают, что многие водители, не зная, сколько стоит ремонт той или иной детали, даже не пытаются это выяснить, а сразу вызывают ГИБДД.

"Ну, фара, например, стоит 15-20 тысяч рублей. И можно ведь позвонить в свой сервис и узнать стоимость новой запчасти. Даже замена бампера стоит 500-700 долларов, ну никак не две тысячи [долларов]", – говорит Вячеслав Лысаков.

В Европе вообще не существует максимального размера выплат при использовании упрощенной схемы оформления аварий, напоминает эксперт, отмечая, что России нужно к этому стремиться.

"Вообще идеальный вариант решения этой проблемы – изменить нормативно-правовую базу таким образом, чтобы ГАИ выезжало только на ДТП, где есть пострадавшие или погибшие, – считает эксперт. – Вы сами заполнили бланк, сфотографировали машину, повреждения и разъехались. А дальше компании сами разбираются, сами смотрят машины, сами изучают обстоятельства, как это делается на Западе – поменялись карточками и разъехались, никто никого не ждет".

КАСКО тормозит европротокол

Повышение до 50 тысяч рублей суммы выплат при упрощенной схеме оформления ДТП – мера хорошая, но недостаточная для того, чтобы такая схема получила широкое распространение, считают специалисты.

Для того, чтобы люди стали чаще обращаться к европротоколу, нужно скорректировать систему добровольного автострахования КАСКО. Дело в том, что если виновник аварии захочет получить возмещение по КАСКО, то ему придется вызывать инспектора ГИБДД.
"Договор КАСКО требует обязательного оформления ДТП с участием ГАИ по специальной форме. Это одна из основных причин малого пользования такой услугой [прямым урегулированием убытков]", – говорит Вячеслав Лысаков.

Страховщики между тем считают, что это не повод отказываться от упрощенной процедуры оформления ДТП. "Если вы застрахованы по КАСКО, в этой ситуации вы можете оформить с пострадавшим ДТП по процедуре европротокола (это нужно ему), а вы будете куковать на дороге и ждать, когда приедет ГАИ", – пояснил РИА Новости член комитета по связям с общественностью РСА Игорь Иванов.

Вячеслав Лысаков со своей стороны не видит проблемы в том, чтобы внести изменения в договор КАСКО, сделав его типовым.

"Сейчас каждая страховая компания пишет свой договор, иногда мелким текстом там всякие хитрые вещи включаются, они все отличаются друг от друга. Если привести к единому знаменателю, будут единые требования и условия, то можно привести это к тому, что человек, который попал в мелкое ДТП, может уехать с места происшествия [и получит при этом выплату по КАСКО]", – говорит Лысаков.

Нет справки – нет денег?

Еще одна проблема на пути повсеместного применения европротокола – сложности, возникающие у водителей при заполнении извещений о ДТП. "Сейчас оформление специальной осаговской формы вызывает у человека вопросы. Многие путаются: где писать, как писать. Надо упростить это все, сделать более наглядным и понятным", – считает Вячеслав Лысаков.

Многие водители опасаются, что если они неправильно заполнят извещение, страховая компания откажется возмещать убытки. В РСА эти опасения считают необоснованными.

"Если все участники ДТП одинаково понимают обстоятельства происшествия, не противоречат друг другу, даже если они на месте ДТП сгоряча нарисовали как-то криво, поставили кляксу на этом документе, никто не мешает им встретиться в кафе, взять точно такой же бланк и его спокойно его заполнить. Это же не уникальный документ, и никто не настаивает на том, чтобы он был заполнен через пять минут после ДТП", – отмечает Игорь Иванов.

Страховые компании всегда найдут способ не платить, уверен автоюрист Сергей Радько. "Страховые компании зачастую отказывают в выплатах, даже когда есть документ из ГИБДД, а уж если без ГИБДД оформление производится, то тем более у них возникают сомнения и желание отказать", – сказал он в беседе с РИА Новости.

В частности, страховщики нередко ссылаются на результаты собственной экспертизы, которые показывают, что заявитель якобы пытается обмануть страховую компанию. "Они могут сказать, что провели некую свою внутреннюю экспертизу, и она подтверждает, что данные повреждения, которые вы описали и которые вы предъявили, не соответствуют тем обстоятельствам, которые вы изложили в своем заявлении, то есть вы как бы хотели таким образом страховую компанию обмануть. И на этом основании отказывают", – пояснил адвокат.

По его словам, основания для отказа в страховых выплатах, прописанные в законе об ОСАГО и в гражданском кодексе, слишком размыты, что позволяет страховщикам в большинстве случаев толковать их в свою пользу. "Нужно в законе прямо прописать конкретные основания для отказа в возмещении ущерба", – говорит Сергей Радько.

Законодательные противоречия

Есть и другая законодательная проблема, которая мешает автомобилистам оформлять аварии без участия ГИБДД. Дело в том, что по закону водитель не имеет права оставить место ДТП, за это его могут лишить прав.

"Там [в законодательстве] есть противоречия: в одном пункте написано, что человек не имеет права оставить место ДТП, а в другом написано, что он имеет право оформить ДТП самостоятельно и подъехать на постоянный пункт ГАИ и там поставить подпись гаишника", – отмечает Игорь Иванов.

"Их [водителей, уехавших с места аварии] потом могут обвинить в том, что они покинули место ДТП, даже несмотря на то, что договорились", – соглашается лидер Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев. По его мнению, нужно "описать и дать формулировку четкую в правилах дорожного движения, что является покиданием места ДТП".

Эксперты сходятся во мнении, что пока не будет скорректировано законодательство в этой сфере, полностью перейти на систему европротокола, когда ДТП без пострадавших оформляются по упрощенной схеме вне зависимости от суммы ущерба, России не удастся.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала