МОСКВА, 9 ноя - РИА Новости. Доклад международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по иранской ядерной проблеме не содержит никакой новой, ранее не публиковавшейся информации о планах Тегерана по развитию своей ядерной программы, заявил РИА Новости эксперт в атомной энергетике, главный редактор "Атоминфо" Александр Уваров.
В докладе о ядерной программе Ирана, выдержки из которого 8 ноября приводил ряд западных агентств, МАГАТЭ заявило, что Иран до 2003 года вел работы, направленные на создание ядерного оружия, и подобная деятельность может иметь место и сегодня. МАГАТЭ утверждает, что Исламская республика вела работы по разработке ядерного оружия, реализовывала другие исследовательские и испытательные программы в этой области.
"Практически вся информация в докладе старая. Ничего принципиально нового в ней нет, специалисты все это знали и практически все это можно найти в предыдущих докладах того же МАГАТЭ", - сказал эксперт, которому удалось ознакомиться текстом доклада.
По словам Уварова, наиболее странным моментом доклада является тезис о том, что Ирану в развитии своей оружейной ядерной якобы помогал иностранный специалист.
"Что меня удивило в докладе, так это тезис об иностранной помощи Ирану в его военной ядерной программе. Якобы, некий специалист помогал Тегерану в реализации подозрительных программ. Это все ерунда. Один человек, каким бы он ни был, не может оказать сколько-нибудь значимую помощь в таком деле", - заверил эксперт.
В тоже время он отметил, что и у МАГАТЭ и у России есть "все законные основания для беспокойства по поводу развития иранской ядерной программы".
Но сейчас нужно думать не об "археологических раскопках" в истории иранской ядерной программы, а говорить о том, что сейчас надо с ней делать. И в этой связи мне разумными представляются российские предложения, которые неоднократно предлагались, об обмене иранского урана на топливо для тегеранского исследовательского реактора и может быть в будущем для АЭС "Бушер", - сказал он.
Ситуация вокруг иранской ядерной программы Ирана вновь обострилась после того, как 11 февраля 2010 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.
В мае 2010 года в Тегеране было достигнуто соглашение между Турцией, Ираном и Бразилией, которое предполагало обмен на турецкой территории иранского низкообогащенного урана на высокообогащенный уран, произведенный в других странах. Однако данное соглашение так и не было реализовано.