МОСКВА, 9 ноя - РИА Новости. Сборы кинотеатров России и СНГ за 2011-й прокатный год выросли на 10% по сравнению с 2010-м, сообщили РИА Новости в среду в журнале "Кинобизнес сегодня".
По данным на 6 ноября, суммарная касса кинопроката в России и странах СНГ за вычетом Украины составила 1,07 миллиарда долларов, тогда как в прошлом году к этому дню удалось собрать лишь 969 миллионов долларов, а миллиардный рубеж киносборы преодолели лишь под самый конец кинопрокатного года, завершающегося 30 ноября, и дошли лишь до 1,058 миллиарда долларов.
При этом количество проданных билетов относительно прошлого года незначительно снизилось - со 151,5 миллиона до 150 миллионов штук. Эксперты "Кинобизнеса сегодня" объясняют это обстоятельство возросшим количеством картин, выходящих в 3D, и соответственное увеличение средней цены билета.
Доля отечественных картин в этих рекордно высоких показателях продолжает падать: если в прошлом году на российское кино пришлось 14,5% сборов, то к 6 ноября 2011-го - лишь 12,4%, то есть 133 миллиона долларов из 1,07 миллиарда. Выход в прокат блокбастера "Бой с тенью-3", назначенный на 17 ноября, вряд ли сможет существенно изменить ситуацию.
Резонансные премьеры октября дали неутешительные прокатные результаты: расхваленная критиками и международными фестивалями "Елена" Звягинцева, стартовавшая 29 сентября, собрала около 660 тысяч долларов при производственном бюджете 3 миллиона долларов; в прокате она находилась вначале в 70, а затем в 40 копиях. "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова, чей бюджет равнялся 6 миллионам долларов, вышла 27 октября и с тех пор собрала 378 тысяч долларов на 156 копиях - правда, заработки картины на второй неделе неожиданно выросли на 13%. Наконец, "Дом" Олега Погодина, стоивший более 4 миллиона долларов и вышедший в прокат 3 ноября, выручил 75,7 тысячи долларов на 180 копиях.
Зато выручка голливудских блокбастеров продолжает расти. В 2010 году отметку в 1 миллиард рублей, или 30 миллионов долларов, преодолели всего три ленты - "Аватар", в одиночку обеспечивший более 10% всех годовых сборов и заработавший 117,8 миллиона долларов, "Шрэк навсегда" (51,4 миллиона долларов) и "Алиса в стране чудес" (42,1 миллиона долларов).
В 2011 году рублевый миллиард собран уже у пяти картин: это "Пираты Карибского моря: На странных берегах" (63,7 миллиона долларов), "Трансформеры-3: Темная сторона Луны" (45,2 миллиона долларов), "Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2" (36,8 миллиона долларов), "Кот в сапогах", чьи рекорды еще только начинаются, поскольку прокат стартовал лишь неделю назад, и "Кунг-фу панда-2" (31,8 миллиона долларов).
Таким образом, российский кинорынок становится все более значимым для глобальной индустрии, однако отечественный кинематограф продолжает терять позиции.
Вместе с тем, главы компаний, вошедших в число лидеров отечественного кинопроизводства, подчеркивают, что реформа государственного финансирования кинематографа, связанная с появлением Фонда кино, может начать давать значимые плоды лишь со следующего года, поскольку производственный цикл масштабного зрительского проекта составляет около трех лет, а первые деньги российские мейджоры получили лишь летом 2010-го.