МОСКВА, 8 ноя - РИА Новости. В Москве считают, что приговор летчику Владимиру Садовничему, осужденному во вторник в Таджикистане на восемь с половиной лет лишения свободы, нанесет серьезный ущерб российско-таджикским отношениям, говорится в сообщении МИД РФ.
Таджикский суд приговорил Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко к 8,5 годам лишения свободы каждого. Их признали виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов.
"Данное решение не способствует укреплению сложившихся между нашими двумя странами отношений союзничества и стратегического партнерства, наносит им серьезный ущерб. Российские власти продолжат оказание необходимой помощи нашим соотечественникам", - отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
В МИД РФ указали, что каких-либо убедительных доказательств вины подсудимых обвинение не представило.
"Обвинительное заключение построено, по сути, на домыслах и необоснованных предположениях. Таджикистанская сторона откровенно нарушает существующие международные нормы. Неясно также, что имеется в виду осуществить в отношении задержанных самолетов", - считают в российском внешнеполитическом ведомстве.
Изначально судья назначил обвиняемым по 10 лет и шесть месяцев колонии строгого режима каждому, но с учетом амнистии, которая действует в республике до 1 декабря, срок заключения им сократили на два года. Срок заключения исчисляется с 11 мая 2011 года.
По данным СМИ, в марте нынешнего года два самолета Ан-72 российской компании Rolkan investmens Ltd, командирами экипажей на которых были Садовничий и Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном.
Однако когда в точке пересечения границы командир экипажа головного Ан-72 Садовничий связался с диспетчером "Таджикаэронавигации", тот заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолет должен вернуться в Кабул. Сделать это было крайне проблематично, так как действующий в военном режиме аэропорт Кабула мог не сразу принять российские самолеты, а топлива на ожидание посадки у самолетов не было. В этой связи Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго воздушного судна Руденко. Соответствующее разрешение было получено.
Тем не менее, после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры воздушных судов были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде.