МОСКВА, 8 ноя - РИА Новости. Основательница компании "Интеко", супруга экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина продала владельцу "Новоросцемента" Льву Кветному Верхнебаканский цементный завод в Краснодарском крае, сообщил РИА Новости источник, близкий к сделке.
Собеседник агентства не смог уточнить сумму и условия сделки.
В настоящее время на Верхнебаканском цементном заводе заканчивается строительство нового цементного производства по так называемому "сухому" способу мощностью 2,3 миллиона тонн в год. В 2009 году объем инвестиций Батуриной в модернизацию цементных заводов на юге России - Верхнебаканского и "Атакайцемента" - оценивался в 1,5-2 миллиарда долларов.
Между тем, по словам управляющего партнера консалтинговой компании "СМПро" Владимира Гузя, в данном случае справедливой можно считать сумму сделки от 15 до 20 миллиардов рублей - "в зависимости от того, был ли сделан в рамках сделки дисконт или, напротив, она прошла с прибылью для Батуриной".
Как объясняет Гузь, в рамках этой сделки обе стороны - и Кветной, и Батурина - находились в дискомфортной ситуации.
С одной стороны, указывает он, основательница "Интеко" вынуждена выходить из активов в России, с другой же, для Кветного покупка завода Батуриной стала необходимостью, поскольку у него в нескольких километрах от Верхнебаканского завода расположены его собственные цементные активы.
"Достраиваемый цементный завод "Интеко" - сильный раздражитель для Кветного, который после масштабной инвестиции (в цементные активы на юге России - ред.) обнаружил, что в нескольких километрах появляется сильный конкурент. Вероятно, что изначально были недооценены возможности "Интеко" построить цементный завод. Сложилась прогнозируемая ситуация: текущая сделка - защита первоначальных инвестиций Кветного в цементную отрасль", - рассуждает эксперт.
Гузь напоминает, что в настоящее время мощность цементных заводов Кветного равна 4 миллионам тонн цемента в год, кроме того, у него строится производство еще на 2,2 миллиона тонн цемента в год.
"В результате сделки с Батуриной на заводах Кветного на юге России будет производиться более 10% всего цемента, выпускаемого в стране", - отмечает собеседник агентства, недоумевая, почему антимонопольные органы "допускают усиление монополиста на рынках Южного и Северокавказского федеральных округов".
При этом он добавляет, что большая часть цемента, произведенного на заводах предпринимателя, не будет потребляться в своем регионе, а значит, должна будет вывозиться на железнодорожном транспорте.
"Это, конечно, никак не упростит ситуацию с доставкой цемента по железной дороге", - констатирует управляющий партнер "СМПро".
Летом этого года на фоне заявления Ассоциации строителей России (АСР) о резком росте стоимости цемента в России ряд участников отечественного рынка строительных материалов предположили, что удорожание цемента может быть связано в том числе и с проблемами с логистикой этого товара - в частности, с нехваткой цементовозов на железной дороге.