МОСКВА, 3 ноя - РИА Новости. Первая премьера главной сцены Большого театра - опера "Руслан и Людмила", поставленная режиссером-экспериментатором Дмитрием Черняковым, привела в восторг посетивших ее в среду деятелей культуры, которые назвали спектакль выдающимся художественным событием, а единственным разочарованием - московскую публику.
Выбор постановки для премьеры обновленного после шестилетней реконструкции Большого был обусловлен торжественностью момента: у "Руслана и Людмилы", в отличие от большинства других опер, не трагический финал. По замыслу режиссера, почти пятичасовое действие обрамляется сценами в пышном традиционном стиле, тогда как другие обращены в современность и задействуют разные типы рассказа: солисты дополняют свой образ драматической игрой на крупных кинопланах, а миманс разучил цирковые номера.
Спектакль, который, по словам Чернякова, является первым полноценным сценическим воплощением большой русской оперы Глинки, на премьере собрал аншлаг, а в финале зал разделился на восклицавших "Браво!" и кричавших "Позор!". Несмотря на последних, продолжительные аплодисменты стали признанием безупречности вокальной составляющей, сыгранности солистов и хора с оркестром, которым руководил дирижер Владимир Юровский, впервые выступавший в Большом.
Солистка оперы Большого театра, Народная артистка СССР Маквала Касрашвили заявила РИА Новости, что считает Дмитрия Чернякова одним из лучших и интереснейших современных оперных режиссеров, художником со своим почерком и видением. "Мне очень понравилась опера: она сделана талантливо и убедительно, это новое решение и новая концепция", - отметила актриса. По ее словам, поведение публики, кричавшей "позор" было неуважительным и невежественным. "Кому-то постановка может нравиться, кому-то - нет, но безобразное поведение в театре говорит о культуре людей. У меня было впечатление, что они специально пришли, чтобы такое устроить. Я рассматриваю это как запланированную выходку, притом, что оркестр под управлением Юровского звучал фантастически, прекрасны были голоса вокалистов. А эти люди не настоящие ценители оперного искусства: они выходили во время представления, выкрикивали разные слова, не уважая весь огромный коллектив, который участвовал в создании спектакля", - заявила Касрашвили.
Как рассказал РИА Новости источник в ГАБТ, директор королевского мадридского театра "Реал" Жерар Мортье, находившийся в царской ложе, громко аплодировал и по окончании спектакля пошел за кулисы осматривать сцену и оценивать возможности своего театра, чтобы пригласить постановку к себе.
Сидевшая рядом с ним директор балета Парижской национальной оперы Бриджит Лефевр, специально прибывшая на премьеру, назвала работу Дмитрия Чернякова и Владимира Юровского выдающейся: "Эта постановка тронула меня до глубины души: я не выдержала и даже заплакала в финале".
Единодушен с коллегами и музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский, который даже выразил желание подирижировать "Русланом и Людмилой". По его мнению, в целом спектакль получился.
"Он, конечно, будет еще доходить, музыка Глинки чрезвычайно сложна, может быть, даже немного старомодна с точки зрения драматургии и требует очень глубокого подробного осмысления. Многое мне понравилось в оформлении, особенно в начале и в конце, что соответствовало задумке Глинки, была передана и ирония Пушкина", - поделился Синайский. По его мнению, некоторые технические длинноты со временем будут устранены, а спектакль "обречен на жизнь". "Очень многое сделал Юровский, мне понравились вокалисты. В целом, я считаю, что это удача. Единственный, кто меня сильно разочаровал своим поведением, так это московская публика", - заключил дирижер.
Владимир Юровский считает, что постановка будет способствовать возрождению интереса к композитору во всем мире, и в этой версии было выбрано то, что резонирует сегодня. "Для меня премьера еще не прошла - для меня премьера - это все семь спектаклей, а вчера прошел лишь один из них. Я могу сказать, что я за ту постановку, которую мы выпустили, тоже отвечаю. И я на стороне ее создателя, вот и все", - пояснил РИА Новости дирижер.
Елена Образцова, заявленная в составе исполнителей в партии Наины, объяснила РИА Новости, что в постановке больше не задействована: "Я участвовала, но я ушла, потому что мне было неприятно - моя художественная душа не приняла этого".
При этом присутствующие на премьере гости отметили безупречный подбор солистов и мастерство вокального исполнения, в некоторых случаях сопровождающееся героической выдержкой: меццо-сопрано Елена Заремба, певшая Наину, вызвала всеобщее восхищение, когда, неудачно упав на сцене и сломав руку, довела сцену до конца, а потом и допела весь спектакль. По всей видимости, в следующие вечера ей предстоит выступать в гипсе.
Специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сравнил реакцию на премьеру с парижскими "Дягилевскими сезонами" в декорациях Пикассо. По его мнению, когда зал раскалывается на тех, кто кричит "браво" и "позор", - это знак живого искусства.
"Крики "позор" я услышал только на пятом часу, и они относились, скорее всего, к режиссуре, о которой можно дискутировать", - считает Швыдкой. По его словам, директоры крупнейших театров мира, присутствовавшие в зале, будут приглашать спектакль на гастроли, несмотря на то, что он громоздкий и плохо вывозим на другие площадки.
"Черняков сегодня - один из самых востребованных режиссеров на мировой оперной сцене, и то, что он делает, является эстетическим качеством этой сцены. При этом он очень аккуратен и корректен в своем несколько ироническом отношении к большой оперной русской традиции, и никакого хамства себе не позволяет", - заявил Швыдкой, назвавший постановку безупречной.
Я давно не слышал такой музыкальной слаженности и в хорах, и в оркестре, и в сольных партиях. В спектакле собралась удивительная интернациональная компания, там есть и американец, и болгарка, и певица из Казани, и певица с Украины, - отметил собеседник.
По его мнению, в Большом театре акустика лучше, чем была из-за того, что убрали бетонную плиту.
"То, что музыка в этом спектакле победительна - признак того, что режиссер понимает, что нельзя ее убивать театральными аттракционами. Это большая постановка, которая вызовет неприязнь у консерваторов, но это очень значительное явление музыкальной сцены и достойно современного Большого театра. Невозможно повторять спектакли в эстетике 30-50-х годов прошлого столетия. Безусловно, открывая сцену такой оперой, Большой шел на риск, но он оправдан", - заключил Швыдкой.