Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
В ночь со 2 на 3 ноября состоялась стыковка беспилотных аппаратов "Тяньгун-1" и "Шеньчжоу-8". Это еще только прообраз будущей орбитальной станции, но планы у Поднебесной империи обширные.
"Священная ладья" причалила к "Небесному чертогу"
Космический корабль серии "Шеньчжоу" (по-китайски – "Священная ладья"), запущенный 1 ноября, успешно состыковался с орбитальным модулем "Тяньгун" ("Небесный чертог"), находящимся в космосе еще с конца сентября.
Это первая в истории китайской космонавтики автоматическая стыковка на орбите, но примечательна она не только этим фактом. Перед нами – экспериментальный прототип будущей китайской орбитальной станции.
Через 12 дней аппараты по плану должны расстыковаться, а затем собраться вновь. Все остальное время орбитальный тандем будет тестировать работу объединенных систем жизнеобеспечения и управления.
В зависимости от результатов этих экспериментов, следующая экспедиция к "Тяньгуну" ("Шеньчжоу-9", ожидается в первой половине 2012 года) может оказаться как пилотируемой, так и беспилотной. А вот "Шеньчжоу-10", поставленный в график полетов на вторую половину 2012 года, уже точно доставит на станцию первых людей.
Старый путь к новой станции
Логика развития космонавтики приблизительно одинакова, пусть даже и допускает специфические национальные особенности. Китай – не исключение, и сейчас он пытается осилить те же самые ступеньки, которые СССР и США проскочили в 1960-е – 1970-е годы в погоне за соблазнительными призами политического престижа.
Орбитальные станции – скорее советская "тема", чем американская: отечественный опыт создания и применения космических "домов" неизмеримо больше. Однако и Союз, и Штаты в начале шли одним и тем же путем.
Америка утилизировала под свою орбитальную станцию Skylab наработки досрочно завершенной лунной программы Apollo – не пропадать же добру? Этим же все и закончилось, пока на рубеже столетий не потребовалось создавать модули для Международной космической станции. СССР к станциям относился более серьезно, и уже в 1960-е годы, оттолкнувшись от облика проектируемых военных станций серии "Алмаз", создал знаменитые "Салюты".
Большой космический скачок Китая. Читать на сайте InoСМИ>>
Китай сейчас идет дорогой, очень схожей с советской, но в ней тоже есть свои отличия. Восьмитонный "Тяньгун-1", конечно, до без малого двадцатитонного "Салюта" не дотягивает. Это во многом обусловлено отсутствием у КНР достаточно мощных средств выведения, а точнее – у Пекина нет никакой пожарной необходимости такие ракеты создавать (в отличие от ситуации лихорадочной гонки СССР и США конца 1960-х, целившихся на Луну и в дальний космос, и срочно нуждавшихся для этого в сверхтяжелых носителях).
"Салют" начинается с малого
Невеликие размеры "Небесного чертога" компенсируются планами быстрого перехода к многомодульной архитектуре станции, основанной на множестве функциональных модулей.
Уже в 2013 году на орбите должен оказаться "Тяньгун-2", способный одновременно принимать два пилотируемых корабля "Шеньчжоу" (или автоматических грузовика на их основе). А с 2015 года появится первый многомодульный прототип "Тяньгун-3", состоящий из пяти элементов.
В концептах, которые китайская космическая отрасль демонстрирует все минувшее десятилетие, приводится идеальный конечный облик "станции на "Тяньгунах", ожидаемый к 2020 году. Он очень похож на МКС или "Мир": тот же сложный состав, те же "крестовые" стыковочные отсеки, те же укрупненные функциональные модули для аппаратуры и людей.
Но начнется отработка этого ажурного великолепия с простой тандемной схемы, которую в 70-е годы обкатывал Советский Союз: пилотируемый или беспилотный транспортный корабль, пристыкованный к базовому модулю станции. Китайским аналогом спаренных систем "Салют"/"Союз" как раз и станут спарки "Тяньгун"/"Шеньчжоу", первая из которых только что успешно сложилась на орбите.
Младший брат догоняет старших
Как раз к 2020 году главная космическая "коммуналка" планеты – Международная космическая станция – рискует остаться без внимания со стороны основных пользователей.
Американцы со скрипом продлили свое пребывание на ней до 2020 года. Возможно, это не окончательный срок, но постепенная потеря Штатами интереса к большому орбитальному общежитию налицо.
Появится ли у Вашингтона собственная замена МКС – большой вопрос, особенно на фоне неотработанности целого ряда ключевых технологий жизнеобеспечения и беспощадных сокращений бюджетов НАСА. По крайней мере, в числе приоритетных проектов американской космонавтики орбитальная станция не обозначена.
Россия тоже в последние годы заговорила о возможности создания новой орбитальной станции, если МКС все-таки закроют. С оговоркой: в том случае, если под станцию как платформу найдутся заказчики (читай – ученые). А на российский сегмент МКС, прямо скажем, пока что не стоит очереди специалистов, жаждущих что-то поисследовать в орбитальных условиях.
Прочие обитатели совмещенной жилплощади просто не обладают достаточно развитой технологией (да и деньгами, в общем-то, тоже), чтобы удержать проект самостоятельно.
Но тут на сцене появится стоявший в стороне от МКС Китай со своим собственным полноценным аналогом многомодульной орбитальной станции. И может получиться, что постоянно действующее представительство человечества "наверху" в 2020-е годы будет осенено китайским флагом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции