Мексика, одна из самых своеобразных стран Латинской Америки, всегда живет от праздника до праздника, и День мертвых не исключение. За несколько недель все начали готовиться к одному из самых главных праздников страны, а сам этот день стал поводом для множества других мероприятий.
Ацтекская традиция в католическом преломлении
День мертвых отмечается в Мексике два дня - 1 и 2 ноября, причем второй день официально является выходным. Люди посещают могилы предков, воздают им почести и поминают усопших, делая это радостно и задорно, без малейшего следа скорби. И все только с одной целью - повеселить ушедших в мир иной.
Традиция эта имеет давние корни: праздник мертвых был еще у коренных жителей Мексики - ацтеков, главным действующим лицом там был Господин мертвый. Испанцы попытались придать празднику католическое обличие, однако преуспели только в переносе праздника с лета на осень. В остальном жители Мексики - как древние, так и нынешние - остались верны традициям: отказавшись почитать День Всех Святых, они перенесли все внимание и усердие на почитание ушедших близких.
Доход от реализации праздничной продукции ко Дню мертвых оценивается в десятки миллионов долларов. Это и сувениры, и кондитерские изделия, выпекаемые специально к этому празднику, и продажа соответствующей атрибутики.
Вампиры по случаю праздника
Тысячи людей выходят в эти дни на улицы Мехико, чтобы заработать немного денег. Для этого они не жалеют красок, в прямом смысле этого слова: такое количество "живых мертвецов" сложно встретить еще в каком-либо городе мира, причем не в ночь с 31 октября на 1 ноября, когда отмечается Хэллоуин.
Сотни маленьких детей в костюмах ведьм и вампиров выходят на центральные улицы мексиканской столицы в сопровождении взрослых, одетых не менее вызывающе и имеющих такую же устрашающую раскраску на лицах. Представители ряженой нечисти позируют прохожим и туристам, прося за фото песо или два, но не из-за нужды, а просто по традиции. Встретив ватагу раскрашенной малышни, положено кинуть монетку в пластмассовую тыкву. Детям отказывать не принято, и по окончании праздника они отнюдь не чувствуют себя обиженными.
Нищие, обычно серые и неопрятные, готовятся к этим дням не менее тщательно: на последние песо покупается краска, чтобы предстать перед потенциальными "клиентами" в соответствующем виде. И эти траты себя окупают: доходы бродяг в эти дни также существенно увеличиваются за счет подаяний за соответствующий макияж.
Драконы на главной площади столицы
Однако День мертвых не заканчивается посещением кладбищ, весельем и поминанием усопших. Обычно в Мексике в эти дни всегда проходят художественные акции, приуроченные к празднику. Так было и в этом году. На центральной площади Мехико - Сокало, являющейся второй по величине площадью в мире, - было развернуто огромное количество экспонатов.
В центре внимания оказались 10 огромных, похожих друг на друга статуй, созданных известным мексиканским скульптором Ривелино. Не так давно он с успехом представил свою композицию "Наши молчания" в Москве и Санкт-Петербурге. Каждая скульптура весит больше тонны, выполнены они из бронзы. У изваяний, сидящих по кругу, закрыты глаза, а рты завешены специальными железными пластинами. По замыслу автора, они должны навести зрителя на размышления о недосказанном, о свободе внутреннего самовыражения.
Тысячи мексиканцев и гостей страны пришли в минувшую среду посмотреть на инсталляцию на центральной площади. Однако не только творения Ривелино привлекли внимание посетителей. В День мертвых каждый район мексиканской столицы представил на Сокало произведения своих мастеров-абстракционистов. Здесь можно было увидеть и странного кота, и необычного ежа, и драконов различной конфигурации и конструкции. Особенно колоритно вся эта экспозиция смотрелась на фоне вековых зданий кафедрального собора и президентского дворца, стоящих по периметру Сокало. Причем кафедральный собор построен из камней, которые по приказу колонизаторов были извлечены из руин древнего города Теночтитлана, разрушенного испанцами под предводительством Эрнана Кортеса и находившегося на месте исторического центра нынешнего Мехико.
Дмитрий Знаменский