Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Последние крупные контракты в рамках Гособоронзаказа-2011 в целом согласованы. Мятежная "Объединенная судостроительная корпорация" согласилась-таки построить военным три новые атомные подлодки по старым ценам. Но в будущем корабелам обещан заманчивый пряник.
Лодки собираются по трое
"Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) и министерство обороны РФ во вторник согласовали цены на атомные подлодки проектов 885 "Ясень" и 955 "Борей" в рамках гособоронзаказа", - сообщил РИА Новости источник в Минпромторге.
Таков итог работы межведомственной комиссии, созданной в августе 2011 года, руководителю которой, вице-премьеру Игорю Сечину, была поставлена задача снять противоречия между ОСК и военным ведомством.
В этом году ОСК активно гоняла на испытаниях три уже построенные лодки этих проектов: два стратегических ракетоносца проекта 955 ("Юрий Долгорукий" и "Александр Невский") и головную многоцелевую лодку проекта 885 ("Северодвинск").
В самое ближайшее время будет заключен контракт на еще одну такую же тройку, планируемую к постройке. Насколько можно судить, речь идет о многоцелевой субмарине "Казань" и двух "стратегах"- "Владимире Мономахе" и пока что безымянном четвертом корпусе проекта 955У (по ряду сведений, он может быть назван "Святитель Николай"). Общая стоимость заказанных кораблей составит около 100 млрд рублей.
Проблемы накапливаются в себестоимости
Контракт на новые атомоходы был предметом яростной войны, шедшей несколько месяцев между ОСК и военным ведомством. Завершилась эта война тактической победой Минобороны.
Причина возникновения столь ожесточенных споров - в длительных циклах постройки боевых кораблей. Мощная структурная инфляция, повышающая издержки в промышленности, в последние годы гонит себестоимость военной продукции вверх, в результате каждый следующий корпус приходится сдавать по ценам, разительно отличающимся от предыдущих.
Кроме того, при строительстве этих лодок северодвинское "Севмашпредприятие" использовало заметный объем советского технологического задела - готовых корпусных секций, оставшихся на заводе после аннулирования в начале 1990-х годов контрактов на атомные лодки проектов 971 и 949А.
Все это изрядно снизило издержки на строительство, но и в этом случае Минобороны довольно нервно относилось к попыткам корабелов задрать смету вверх. В итоге по "Северодвинску" даже было принято решение заморозить сдаточную цену на уровне, определенном в 2006 году (около 47 млрд рублей). "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский", по ряду оценок, обошлись еще дешевле - примерно по 23 млрд рублей каждый.
Временные цены остаются
Примерно по этим же временным ценам будет контрактоваться и вторая тройка атомоходов нового поколения - с незначительными корректировками по работам в части НИОКР.
Это условие можно признать победой ведомства Анатолия Сердюкова. Напомним, что ОСК в начале года выдвинула свои сметы по новой тройке лодок и довольно резко протестовала против встречных попыток Минобороны срезать эти цифры минимум на треть.
К осени война практически перешла в горячую фазу: президент ОСК Роман Троценко дал прессе несколько подробных интервью, сводящихся к тому, что работать по гособоронзаказу на условиях МО корпорация не может, а потому, в сущности, не очень-то и хотелось: раз так, то ОСК займется гражданскими контрактами.
Теперь же достигнут некоторый компромисс: на вторую тройку субмарин корабелы получать текущие цены, а вот дальше механизм формирования стоимость претерпит серьезные изменения.
"Варенье на завтра"
ОСК добилась от Минобороны права самостоятельно формировать набор соисполнителей по будущим военным контрактам в обмен на полную ответственность за ход их исполнения.
Поясняя жесткую позицию судостроителей по ГОЗу, Роман Троценко отмечал в своих интервью, что проблемой является не только лобовое стремление департамента оборонного заказа МО РФ срезать с любой названной им сметы 20-30%, а еще и полная неразбериха с подбором смежников.
Дело в том, что когда речь заходит об исполнении оборонных контрактов, военное ведомство приходит не только с заказом, но и с целым списком субподрядчиков, которые должны выполнять работы на лодке. Сам Троценко оценивал объем собственных работ предприятий ОСК в 30-35% от общей стоимости сдаваемого корабля, а остальное приходится на смежников.
По словам Троценко, не было никакой возможности эффективно регулировать цены в этой цепочке кооперации, поскольку ее фактически навязывали головнику-исполнителю (ОСК) силком. Одновременно с этим жестко контролировалась конечная стоимость контракта, что зачастую уничтожало рентабельность судостроителей и лишало их мотивации к борьбе за оборонный заказ, от которого никаких доходов - расходы одни.
Теперь на будущих контрактах корабелы станут сами подбирать смежников, полностью балансируя структуру себестоимости и отвечая за нее перед военным ведомством.
"Если все сложится удачно, то заключенные в будущем контракты позволят ОСК сохранить рентабельность на положительном уровне. Фактически ОСК не будет работать себе в убыток, а Минобороны получит полное раскрытие цены изделия", - цитирует газета "Коммерсант" источник в межведомственной комиссии Игоря Сечина.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции