МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Икона Торопецкой Божьей матери из Русского музея, переданная в оперативное управление Центру реставрации имени Грабаря, приедет в Торопецкий монастырь, но сохранит свою принадлежность музейному фонду РФ, сказала РИА Новости в среду пресс-секретарь Минкультуры Наталия Уварова.
"Торопецкая икона была и останется в музейном фонде РФ, она не будет из него изыматься, в настоящее время она передана из Русского музея в оперативное управление Центру имени Грабаря", - сказала Уварова.
По ее словам, предметы из музейного фонда могут перемещаться по разным федеральным музеям, сохраняя при этом свою к нему принадлежность. Никто не имеет права исключить экспонаты из музейного фонда.
"Передача иконы связана с тем, что иконе требуется постоянное наблюдение специалистов и реставраторов из Центра Грабаря", - пояснила пресс-секретарь Минкультуры.
Со своей стороны, директор Центра Александр Лесовой сказал РИА Новости, что они готовы принять икону и провести необходимые реставрационные мероприятия в случае их необходимости.
По его данным, икона, находящаяся с 2009 года на временном хранении в храме Александра Невского при подмосковном коттеджном поселке "Княжье озеро", переедет в Торопецкий монастырь в мае следующего года. Как отметил Лесовой, сейчас к ее встрече готовят Корсунско-Торопецкий собор, из которого икона после революции попала в музейный фонд РФ.
Ранее министр культуры РФ Александр Авдеев не исключал, что икона может пробыть в Торопце дольше одного года, однако она по-прежнему останется в музейном фонде РФ и окажется в монастыре только тогда, когда будут созданы идеальные условия хранения - и климатические, и охранные.
Икона Торопецкой Божьей Матери, также известная как "Эфесская", "Полоцкая", "Корсунская" являлась одной из старейших икон в коллекции Русского музея. В 1173 году образ был торжественно установлен в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы. Затем с XVII века по 1920-е годы икона находилась в Торопце в Корсунско-Богородицком соборе. В 1930 году ее передали в Русский музей, где образ хранился в фондах и не выставлялся из-за опасности его окончательной утраты.
Для транспортировки и хранения иконы вне музея была создана климатическая капсула, позволяющая поддерживать необходимый уровень температуры и влажности, а ее состояние оценивает специально созданная комиссия.